Лучший способ переключать внимание — планировать перерывы и делать что-то максимально отличное от предыдущего и последующего дела. Но есть тонкости, так как быстрое переключение между занятиями — это обычная многозадачность, которая снижает способность концентрироваться, замедляет нас, заставляет ошибаться и испытывать стресс. И есть несколько правил, чтобы перерывы действительно сделали вас более продуктивным и помогли отдохнуть.
Прежде всего перерывы должны быть запланированы и происходить через равные промежутки времени. Тогда они будут стимулировать креативность, в отличие от спонтанных прыжков от задачи к другой задаче, а потом от задачи к отдыху. Чтобы верно спланировать перерывы, стоит знать о базовом цикле отдыха-активности: ночью организм в среднем за 90 минут проходит все пять фаз сна, а днем за то же время переживает пик активности — который сменяется 15–20-минутным спадом. Получается, что перерыв должен следовать после полуторачасовой работы и длиться 15–20 минут.
Пользу этого принципа подтверждают исследования шведского психолога Андерса Эрикссона. Он изучил привычки скрипачей, музыкантов, спортсменов, шахматистов и писателей и понял, что те из них, кто достигает выдающихся результатов, практикуются по 90 минут, после чего делают перерыв. Впрочем, есть и более короткий вариант: 52 минуты работы и 17 минут отдыха. Именно столько, согласно исследованию компании DeskTime, работают 10% самых продуктивных офисных сотрудников.
В перерыве стоит заняться тем, что снизит ментальную усталость и, что очень важно, принесет больше всего положительных эмоций: хорошее настроение делает нас гораздо более эффективными. Хотя полистать ленту твиттера в этот момент лучше, чем вовсе не делать перерыв, этот способ не лучший. Даже если не верить, что простое присутствие смартфона рядом снижает концентрацию, а всего пять минут в телефоне ухудшают рабочую память, есть и более эффективные способы прерваться так, чтобы дать силы уму. Например:
Какие бы практики вы ни выбрали, постарайтесь делать их регулярно и превратить в ритуал. Как пишет Кэл Ньюпорт, профессор информатики Джорджтаунского университета и автор бестселлера Deep Work, именно ритуалы дают мозгу понять, что работа над задачей A окончена и пора сосредоточиться на задаче B. Кроме того, ритуалы снижают беспокойство перед трудными задачами и за счет этого повышают производительность.