Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Может ли сегодня Папа Римский объявить Крестовый поход?

ПолитологияРелигия+2
Флавий Велизарий
  · 6,3 K
Католик, журналист, историк. ¡Viva Cristo Rey!  · 23 июл 2018  ·
primizkarten

Теоретически да, практически нет.(Ответ длинный, из нескольких частей – крестовые походы, осуждение социализма-фашизма-нацизма-коммунизма, "молитвенный крестовый поход" Пия XI в 1930 году.)

Но главное – зачем? Крестовые походы объявлялись для защиты паломников от нападений бандитов и святынь от осквернения. И далеко не всегда Папы одобряли крестовые походы и давали на них своё благословение, понимая, что цель европейских монархов в этом конкретном случае не столь бескорыстна. Хороший пример такого отказа приводит Морис Дрюон в романе «Французская волчица»:

«- Разве не является нашим долгом обратить язычников в истинную веру и искоренить среди них ересь?
- Ересь? Ересь, Бувилль? - спросил Папа Иоанн под возмущённый шепот присутствовавших. - Лучше займёмся-ка поначалу искоренением той ереси, что процветает в наших собственных странах, и не будем торопиться считать чирьи на лице соседа, когда наше собственное тело изъедено проказой! (...) Если рыцари Европы отправятся на Восток, у дьявола будут развязаны руки во Франции, Испании и Италии! Давно ли утихомирились катары, альбигойцы и другие раскольники? Ведь с этой целью я раздробил огромную епархию Тулузы, которая была их логовом, и создал шестнадцать новых епископств в Лангедоке! А разве не ересь вела ваших пастухов, банды которых докатились до нас несколько лет назад? Такое зло не искоренить в течение жизни одного поколения. Этого дождутся только дети наших правнуков. (...) Так что, мессир граф, пусть не беспокоит вас ересь мавров. Давайте лучше охранять наше побережье от их кораблей».

О крестовых походах:их подлинная история (профессор Томас Мэдден), его же статья о мифах вокруг крестовых походах, статья профессора Джонатана Райли-Смита о духовно-эмоциональном наполнении крестовых походов.

Вопрос второй – допустим, объявит, но кто его послушается? У политиков свои интересы, у медиа-магнатов свои, у промышленников и финансистов свои, и они не всегда совпадают даже между собой. И уж точно их цели не совпадают с целями Католической Церкви. Об этом свидетельствует и пример призыва Пия XI (о нём ниже).

Касательно социалистов сразу: "Церковь отвергла атеистические и тоталитарные идеологии, в наше время ассоциирующиеся с "коммунизмом" или "социализмом" (Катехизис Католической Церкви, 2425). В 1846 г. Папа Пий IX обнародовал документ "Qui pluribus" ("О вере и религии”), опередив тем самым Маркса, опубликовавшего "Манифест Коммунистической партии" только в 1848-м. Пий IX писал о "постыдном учении так называемого коммунизма", "кое совершенно противоречит естественному закону и, если будет когда-либо принято, полностью уничтожит права, собственность и имущество всех людей и само общество". Он предупреждал о "темнейших умыслах людей в овечьих шкурах, под которыми скрываются алчные волки". В 1878 г. Папа Лев XIII писал о зле социализма в "Quod apostolici muneris". Свою энциклику он начал словами о "пагубной чуме, проникающей в кости человечества, лишь чтобы привести его к гибели". Затем Папа выделил "секту тех, кто называется различными, почти что варварскими именами - социалистами, коммунистами или нигилистами - и, распространившись по всему свету, будучи связаны между собой самыми тесными и порочными узами, уже не желают скрываться во тьме своих тайных собраний, а явно и уверенно выходят на свет, стремясь осуществить свой давний замысел - низвержение всяких основ гражданского общества". Энциклика предупреждала также о том, что социалисты стремятся уничтожить брак и семью. Для социалистов не может быть высшей приверженности Богу или семье - лишь всемогущему Государству. Папа утверждал, что "в силу непререкаемой власти естественного закона здравые основы этого общества покоятся прежде всего на неразрывном союзе мужчины и женщины". Однако "социализму угодно [этот союз] почти что совершенно разорвать". Тринадцать лет спустя, в 1891-м, Лев XIII издал еще одну энциклику - о труде, капитале и рабочем классе, названную "Rerum novarum" и ставшую основополагающим текстом для католического социального учения в современную эпоху. Он писал: "Чтобы преодолеть это зло, социалисты, рассчитывая на зависть бедных к богатым, предлагают уничтожить частную собственность..." А это, объявляет Церковь, несправедливо: "подобные средства не согласуются с требованиями справедливости. Каждый человек имеет от природы право владеть собственностью, она ему принадлежит". Социализм строится на зависти, нарушении девятой и десятой Заповедей."Rerum novarum" указывает на это: "Освящает [принцип частной собственности] и власть закона божественного, твердо воспрещающего даже пожелать то, что тебе не принадлежит". Лежит в основе социализма и ложная идея классовой борьбы. И эту ошибку опровергает Папа Лев XIII: "Многие впадают в великое заблуждение, полагая, что один класс общества естественно враждебен другому; что сама природа велела богатым и бедным постоянно воевать друг с другом. Взгляд этот неразумен и ложен, истина прямо противоположна ему". Как и в более ранних своих энцикликах, Папа вновь защищает от нападок социализма институты семьи и брака: "семья... со своими правами и обязанностями, совершенно не зависимыми от государства". "Поэтому тяжело и опасно заблуждается тот, кто думает, что гражданская власть должна по своему усмотрению ведать семейными делами и вмешиваться в частную жизнь". В 1931 году Папа Пий XI отметил 40-летие "Rerum novarum" энцикликой "Quadragesimo anno" - "великой хартией" католического социального учительства. Папа говорит прямо: "Мы провозглашаем: социализм, будь он рассматриваем как учение, или же как исторический факт, или же как "движение"... совершенно чужд христианской истине". Далее Пий XI заявляет: Если социализм, подобно всем заблуждениям, и содержит некие толики истины, он всё же основывается на своем собственном учении о человеческом обществе, которое несовместимо с подлинным христианством. "Религиозный социализм", "христианский социализм" - это внутренне противоречивые выражения: нельзя одновременно быть добрым католиком и настоящим социалистом". Ну хорошо, а как же "социализм с человеческим лицом"? Пий XI и его отверг, причем довольно лаконично: "Мы вновь призвали коммунизм и социализм предстать перед судом и обнаружили, что даже и смягченные их формы далеко отходят от евангельских наставлений". Позднее то же повторит Папа Иоанн XXIII в своей энциклике 1961 г. "Mater et magistra": "Верховный Предстоятель [Пий XI] утверждает, что мнения так называемых "коммунистов" и христиан решительно расходятся между собою. Также невозможно для католиков каким-либо образом принять учение "социалистов", даже если их суждения кажутся более мягкими". В 1949 году конгрегация вероучения выпустила Декрет против коммунизма (текст на русском), которым католикам запрещается поддерживать коммунистов под страхом автоматического отлучения от Церкви.

Итак, коммунизм и социализм были официально осуждены ещё Папой Пием IX во второй половине XIX века; фашизм, нацизм, коммунизм, расизм официально осуждены Папой Пием XI соответственно в 1931-м и 1937-м годах энцикликами Non abbiamo bisogno (текст на английском), Mit brennender Sorge (текст на русском), Divini Redemptoris (текст на русском). Католикам запрещено голосовать за коммунистов и поддерживать их. Отдельными заявлениями Понтификов осуждён и антисемитизм.

Про крестовый поход. Часто можно услышать или прочесть о том, что Пий XI объявил крестовый поход против СССР. Есть ещё интересное выражение "молитвенный крестовый поход". Это неправда, так странно интерпретируют призыв Пия XI молиться о прекращении репрессий в СССР и свободе вероисповедания, а также совершённую им 19 марта 1930 года Мессу за Россию. Вот как выглядел этот "крестовый поход":

Как это описывает исследователь Антуан Венгер:

«26 января 1930 года епископ Мишель д'Эрбиньи информировал московского епископа Пия Эжена Невё о решении Папы Пия XI: "19 марта в соборе св. Петра Святой Отец совершит торжественную службу за Россию, за окон­чание гонений и соединение Церквей с сугубыми молитвами свя­тым покровителям, святой Терезе Младенца Иисуса". Это посла­ние свидетельствует о том, что д'Эрбиньи было уже тогда известно содержание письма Пия XI кардиналу Базилио Помпили, в котором он сообщал о предстоящем богослужении в Ватиканс­кой базилике. Письмо, датированное 2 февраля 1930 года, было опуб­ликовано в "Osservatore romano" за 9 февраля и в "Acta Apostolice Sedis" под заголовком: "За восстановление Божественных прав, жестоко попираемых на территории русского государства" (in ditione Russica). Это был самый торжественный акт в истории отноше­ний Святого Престола с Россией со времени основания советского государства: осуждение политики Советов по отношению к рели­гии было высказано четко и однозначно.

Сначала Папа напомнил о своих попытках помочь России в ходе Генуэзской конференции, когда он выступил за свободу сове­сти, религиозного образования и за возвращение Церкви ее имуще­ства: "Мы поспешили также обратиться к государствам—участни­кам Генуэзской конференции с призывом заключить совместное соглашение, которое могло бы избавить Россию и весь мир от мно­гих бед: оно заключалось бы в том, что необходимым предварительным условием признания советского правительства ставилось бы обязательство этого правительства гарантировать свободу со­вести, свободу совершения богослужений и сохранять неприкосно­венным церковное имущество".

Далее Пий XI перечисляет свои выступления в защиту пат­риарха Тихона, говорит о деятельности папской комиссии по по­мощи голодающим: "Мы были рады тому, что смогли оказать дей­ственную помощь патриарху Тихону — главе этой, к сожалению, отделенной от вселенского единства, иерархии. В то же время щедрые пожертвования католического мира спасли от голода и страшной смерти более 150 000 детей, которые ежедневно полу­чали пищу из рук Наших посланников, и это продолжалось до тех пор, пока эти посланники не были вынуждены оставить свое дело милосердия, поскольку кое-кто счел, что лучше обречь на смерть тысячи невинных людей, чем позволить милосердным христиа­нам кормить их".

Эти напоминания, как считал Пий XI, обосновывали его ны­нешний шаг. Папа приветствовал епископов, томившихся в тюрь­мах за веру, — Болеслава Слосканса, Александра Фризона, а также экзарха Леонида Федорова. Далее в письме говорится о жутких антирелигиозных кампа­ниях — основным источником для их описания стали письма Невё, и вполне естественно, что Папа не мог открыто сослаться на них, — а потом сообщается, что 19 марта, в праздник святого Иосифа, в соборе святого Петра состоится церемония искупления и покаяния. Пий XI выражал надежду, что весь христианский мир объеди­нится в этой молитве.

10 февраля 1930 года монсеньор д'Эрбиньи писал Невё: "Го­товы ли вы выдержать контрудар? Именно опасаясь за неприят­ные последствия для вас, Святой Отец так долго откладывал этот шаг. Но после долгих молитв он все-таки решился осуществить этот торжественный акт, отзвуки которого будут услышаны во всем мире". Действительно, не только католики, но и весь осталь­ной христианский мир — русские православные эмигранты, англикане, протестанты — с воодушевлением откликнулся на при­зыв Пия XI.

Митрополит Сергий сделал по поводу папского письма два заявления — одно, от 16 февраля, для совет­ских журналистов, а второе, от 17-го, для зарубежных журналис­тов, аккредитованных в Москве. Во время первой пресс-конференции советский журналист спросил: "Верно ли, что священнослужители и верующие подвер­гаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовывают­ся, высылаются и т.д.?" Ответ: "Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния. Надо сказать, что несчастье церкви состоит в том, что она в прошлом, как это всем хорошо известно, слишком срослась с монархическим строем. Поэтому церковные круги не смогли свое­временно оценить всего значения великого социального переворо­та и долгое время вели себя как открытые враги соввласти (при Колчаке, Деникине и пр.)".

Другой журналист спросил: "Как вы относитесь к недавнему обращению Папы Римского?" Митрополит ответил: "Считаем необходимым указать, что нас крайне удивляет недавнее обращение Папы Римского против советской власти. Папа Римский считает себя "наместником Христа", но Христос пострадал за угнетенных и обездоленных, между тем как Папа Римский в своем обращении оказался в одном лагере с английскими помещиками и франко-итальянскими толстосумами. Христос так не поступил бы. Он за­клеймил бы такое отступление от христианского пути. Нам кажется, что Папа Римский в данном случае идет по стопам старых традиций Католической Церкви, натравливая свою паству на нашу страну и тем поджигая костер для подготовки войны против народов СССР". Митрополит добавил: "Мы считаем излишним и ненужным это выступление Папы Римского, в котором мы, православные, со­вершенно не нуждаемся. Мы сами можем защищать свою право­славную церковь... У Папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу церковь, которая, будучи всегда твердой в своих отношениях к ка­толицизму как к ложному учению, никогда не сможет связать себя с ним, какими бы то ни было отношениями". Под этим заявлением стоят подписи: Сергий, митрополит Нижегородский; Серафим, митрополит Саратовский; Алексий, архиепископ Хутынский; Филипп, архиепископ Звенигородский; Питирим, епископ Орехово-Зуевский.

В послании "Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви" митрополит Сергий заявляет: "Вам всем известны усилия Римского Папы поднять обществен­ное мнение христианских государств против СССР, якобы в за­щиту нашей Православной веры и Церкви. Выступления Папы, исполненные всякой неправды и пресле­довавшие цели, совсем, казалось бы, не свойственные смиренному служителю алтаря, вынудили нас в феврале прошлого 1930 года в известной нашей беседе с представителями советской и иностран­ной печати на эти выступления дать подобающий ответ. Как верные сыны нашей родины, мы не можем промолчать, слыша и читая разные измышления о ней, и всякий, кто искал прав­ды и только ее, мог ясно видеть, нуждаемся ли мы в подобном непрошеном заступничестве папы и желаем ли его. Однако Папа, а за ним и все католическое духовенство за гра­ницей продолжают свое дело, продолжают проповедовать своеоб­разный "крестовый поход" против нашей родины. В этой проповеди нет недостатка в изъявлениях жалости к положению нашей Православной Церкви в Советской стране, нет недостатка призыва помочь нам и пр. Но искушенная многовековым историческим опытом Православная Церковь хорошо знает, как часто самые злые утеснения ее со стороны папства совершались под личиной благорасположения к ней и под знаменем ее защиты. <...> Да не прельстят вас льстивые речи векового врага на­шей Православной Церкви, теперь надевшего личину друга. Да не скроют от вас эти речи подлинных намерений папы: склонить вас к измене Православию, похитить у вас самое драгоценное сокрови­ще — Святую Православную веру".

19 марта 1930 года в соборе святого Петра Пий XI собирался совер­шить торжественную Мессу по невиданному доселе чину — хор семинаристов "Руссикума" должен был петь русские духовные пес­нопения. Сообщение о предстоящей церемонии привело в некото­рое замешательство дипломатов из тех стран, которые поддержива­ли дипломатические отношения с Советским Союзом. Посол Фран­ции при Святом Престоле де Фонтенуа заметил кардиналу Пачелли, что, пригласив на эту Мессу представителей дипломатического кор­пуса, Святой Престол поставил послов в довольно неловкое поло­жение. Статс-секретарь ответил: "Представители дипломатическо­го корпуса не были официально приглашены — просто были приго­товлены места для них". Тогда посол 10 марта отправил министру следующую телеграмму: "Несмотря на противоположную точку зре­ния Вашего Превосходительства, считаю нужным воздержаться". 20 марта де Фонтенуа сообщил, как происходила церемония: кардинал статс-секретарь передал послам, собиравшимся присут­ствовать за этим богослужением, что им не надо приходить в дип­ломатической униформе и что для представителей дипломатичес­кого корпуса не будет выделено отдельной трибуны. "Все воздер­жались", — писал де Фонтенуа о послах государств, поддерживавших дипломатические отношения с СССР. Из представителей дипкорпуса на Мессе присутствовали: посол Бельгии, посланники Венгрии, Никарагуа, Гондураса, Сан-Марино, Мальтийского Ордена, поверен­ные в делах Колумбии, Испании, Чили. Что касается Италии, то де Фонтенуа отмечал, что палаццо Киджи — несмотря на призывы итальянского посла в Москве Черутти проявить твердость — ре­шил занять осторожную позицию».

Резюмируя, крестового похода Папа не объявлял, так призывы к молитве за Россию и о прекращении репрессий восприняли советские пропагандисты и иерархи РПЦ. Выражение "молитвенный крестовый поход" появилось в ответ на эту болезненную реакцию. На призыв Папы молиться о России и советских гражданах откликнулись лишь верующие христиане (католики, англикане, лютеране, православные эмигранты). Ведущие государства не только не отреагировали, но и, в лице дипломатов, не участвовали в Мессе за Россию под предстоятельством Папы Римского. Враждебная позиция РПЦ к призыву Папы и просоветские заявления иерархов не помогла им избежать репрессий, которые продолжали нарастать, пока не уничтожили структуры Католической Церкви в России и большую часть священников, монашествующих и верующих – и не только католиков, но и православных, лютеран, протестантов, а также верующих и служителей других религий.

Следовательно, никто из политиков не откликнется на призыв Папы, который не отвечает их интересам, а сам этот призыв может лишь ухудшить ситуацию (в том числе поэтому во время Второй мировой войны Папа практически не делал громких заявлений, а в послевоенные годы Церковь в странах советского блока была в подполье).

Ответы на вопросы о христианстве и католическом вероучении вы найдёте здесь:Перейти на catholic.tomsk.ru/catechism/content.htm

Спасибо вам за подробный ответ!