Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можете кратко объяснить, в чем важная роль педагога Антона Макаренко. Какие его идеи актуальны до сих пор. Он изменил педагогику наравне с Монтессори, например?

ОбразованиеШкола
Eugene Nasyrov
  · 394
Главный редактор литературного журнала Покет-Бук  · 9 июл 2016  ·
pocketbook

ЮНЕСКО считает его в числе четырех величайших педагогов 20 века. Важнейшие идеи Макаренко:
а) Технологичность. Макаренко считал, что можно разработать систему воспитания детей, напоминающую изготовление сложной машины на фабрике. Вместо проповеди и убеждения необходимо поставить детей в определенные условия и, применяя различные ситуации, подтолкнуть их к самовоспитанию. Отсюда
б) Воспитание через дело причем не игровое дело понарошку, а через настоящее взрослое (кормить себя, потом создать на средства государства-инвестора коллективное предприятие и т. п.). Созданный воспитанниками Макаренко завод превратился в одно из самых прибыльных инновационных советских предприятий (первыми в стране наладили производство электродрелей и фотоаппаратов) и при этом дети зарабатывали больше взрослых рабочих (даже с учетом внутреннего "налога" на самообеспечение коммуны). Далее
в) Самовоспитание и самоуправление через коллектив и авторитетное (в хорошем смысле) ядро. Дети сами регулируют свою жизнь, воспитатель только скрыто корректирует процесс. На блатных беспризорников действовало безотказно. Классический прием Макаренко показан в фильме "Путевка в жизнь". Там, набрав очередную группу для своей коммуны, учитель поручает самому блатному из подростков купить еды для всех. Тот не может подвести (западло красть у своих) и все, он попался на педагогический крючок. В коммуне его встретят бывшие блатные, которые научат всему. Проступки не наказываются учителем, а выносятся на суд коллектива. Еще один прием: разновозрастные отряды с ответственностью старших корешей за младших. Младшие оказываются под защитой своих командиров от одногодков и прочих, а среди старших становится невозможно выстроить любую систему дедовщины потому что главарь отряда не может на глазах у малышей стать лохом под каким-то авторитетом. В то же время удовлетворяется стремление к иерархичности, старшие чувствуют себя боссами (в хорошем смысле) по отношению к младшим. И при всем этом
г) Милитаризм. Парадоксально, но подростки мужского пола (и не только), обожая свободу и самоуправление, столь же любят жесткий военизированный порядок. Отсюда шагистика, часовые, сложные военизированные ритуалы, команды, пароли, рапорты и прочее, что превращало орду беспризорников в подобие армии. Такой порядок в сочетании с привычкой к самовоспитанию и самоуправлению создавал стержень личности одновременно независимой и социализированной. Не зря проект Макаренко был в итоге прикрыт, несмотря на великолепную эффективность. Он воспитывал активных людей, не поддающихся контролю сверху и в то же время привыкших к солидарным коллективным действиям на общее благо.
Из-за жестких милитаристских методов и ориентированности на детский труд в развитых странах система Макаренко в цельном виде не применяется хотя активно используются ее отдельные элементы. А зря не применяется. Система Макаренко абсолютно актуальна, именно она может воспитать будущие поколения как приверженцев демократии и врагов всякой диктатуры и при этом научить их как самоуправляться и не позволять садиться себе на шею.