Не просто можно, а даже нужно. Все эти социальные сети и мессенджеры - это не средства коммуникации, как может показаться на первый взгляд, а новые медиа. Из этого следует очень важная вещь. В отличие от средств коммуникации медиа не интегрируют общество в рамках существующей реальности, а создают свою собственную виртуальную реальность и уже внутри неё поддерживают замкнутое сообщество.
Это внутреннее сообщество имеет смысл только внутри созданной медиареальности. А по отношению к базовой реальности, в которой существует общество в целом, участники сообщества, наоборот, оказываются разобщены. Люди, читающие разный набор телеграмм-каналов, почти не имеют общих тем для разговора. Каналы не только не дают им таких тем сами по себе, но при этом ещё и вытесняют из сферы интересов те темы, которые обычно объединяют нормальных (не подключённых) людей.
Подобная информационная подключённость к узкому сообществу ощущается человеком как высокая степень интеграции в общество. Однако эта иллюзия имеет неприятный побочный эффект. Подключённые очень быстро приходят к мысли о том, что их узкое сообщество - это и есть истинное общество. И только внутри него обсуждаются вопросы, которые действительно важны. А все те вещи, которые волнуют людей за пределами сообщества - это ерунда. Людей "думающих" (так они себя называют) такое волновать не может. Очевидно, что за пределами люди просто зомбированы пропагандой. Обычно ещё говорят, что телевизионной. И это отчасти правда. Люди за пределами действительно зомбированы телевизионной пропагандой. Но, увы, не в большей степени, чем подключённые к новым медиа. Они просто зомбированы по-разному. В этом смысле новые медиа ничем не отличаются от старых. Социальные сети - это Телевизор 2.0. Просто у разных медиа разные методы борьбы за аудиторию. Но основная цель всё та же - подключить к своей информационной матрице как можно больше людей, промыть им мозги на свой лад и заставить думать, что созданная ими медиареальность является единственной подлинной реальностью.