Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Нужно ли ограничивать ребенка с церебральным параличом в использовании Интернета и телефона?

Все вокруг говорят, что ограничивать нужно обязательно, но мой ребенок из-за двигательных проблем никуда не ходит и почти ничего кроме дома не видит.

МедицинаПсихология+3
Екатерина Маркушина
  · 6,5 K
Психолог, клинический психолог. Работаю в области раннего вмешательства и помощи семьям с...  · 20 сент 2020

Ну, мне кажется, здесь ответ сам за себя говорит: вот, все вокруг говорят, что ограничивать нужно обязательно, но ребёнок из-за двигательных проблем почти никуда не ходит и почти ничего не видит. Здесь очевидно, что нет, не стоит. Хотя, конечно, в разумных пределах.

Можно спросить у ребёнка и поинтересоваться, что он смотрит в Интернете. Интернет, на самом деле, весьма полезная вещь, в которой можно найти массу полезной, интересной, образовательной, какой-то просветительской информации: онлайн лекции от ведущих университетов мира или онлайн путешествия по самым известным картинным галереям, где мы просто физически, например, не можем сейчас побывать, и многое другое.

В Интернете можно найти ответы на любые волнующие нас вопросы. Другой вопрос, что нужно уметь этим интернетом пользоваться. Там лежит информация абсолютно разного рода. Как полезная, так и абсолютно бесполезная, засоряющая наш мозг. Иногда пропагандирующая абсолютно какие-то неправильные, разрушительные ценности. Какая-то страшная, ненужная, опасная для ребёнка информация, которую нежелательно ему в таком возрасте видеть и познавать.

Поэтому тут не нужно ограничивать, но нужно вникнуть и разобраться в том, какой контент потребляет ребёнок, что ему интересно, каковы его запросы в поисковиках, каковы его интересы, для чего ему вообще нужен интернет? Просто посмотреть видео на Youtube или в TikTok позависать?

Вопрос – для чего он это делает?

Может быть, попробовать разнообразить его досуг в интернете какими-то образовательными каналами? Среди блогеров на Youtube тоже много разных людей. Есть люди, которые там несут какую-то абсолютную чушь и дичь, используют очень много мата и вообще непонятно, про что снимают свои ролики, а есть блогеры, которые рассказывают какие-то лайфхаки по поводу ухода за собой, какие-то кулинарные всякие шоу. Рассказывают, например, про правильное питание, здоровый образ жизни, разбирают какие-то исторические события. То есть что-то с образовательным уклоном, что-то что полезно было бы школьнику или подростку.

Но тут очень многое зависит от вас, от вашего желания и мотивации в это вникнуть. Действительно посидеть, спросить у тех же, которые говорят, что нужно всё ограничивать. А они могут вообще посоветовать каких-то толковых блогеров, какие-то каналы? Youtube-каналы, Телеграм-каналы, ещё какие-то платформы? Возможности в интернете, которые приносили бы как раз пользу и просвещали ребёнка. Может быть, самой / самому погуглить где-то по чатам, форумам.

Можно посоветоваться с какими-то своими знакомыми, если есть в окружении молодые люди, которые относительно моложе вас и при этом вы знаете про них, что это люди, которые не только чушь какую-то смотрят, а ещё что-то полезное. Можно спросить их, что могло бы заинтересовать ребёнка-подростка, какие бы каналы они рекомендовали. Но так, чтобы там не было какой-то нецензурной лексики и рассказа про наркотики и ещё чего-то, или каких-то порно картинок.

Важно попробовать в этой теме во всей разобраться и предложить ребёнку какую-то подборку. Показать ему, что вы не сразу автоматически входите в роль матери / отца, которая / который всё запрещает, и интернет – это зло… (чтобы, естественно, ребёнок ещё больше захотел там сидеть и делать абсолютно всё вам назло). Лучше показать, что вы современный, продвинутый родитель, который готов делиться с ним информацией, искать её вместе, готов смотреть вместе с ним этих блогеров.

Если это, допустим, подросток, с ним можно поговорить об этом более серьёзно и сказать, что Интернет – это поле возможностей. Кто-то использует его и находит там, грубо говоря, помойку, на которой сидит. А кто-то находит там что-то ценное, какие-то ресурсы для себя открывает.

Если, я не знаю, ребенок смотрит передачи вДудя, а вам кажется, что вДудь – это ужасно, не нужно это показывать, потому что тогда подросток сразу закроется, захлопнется, и больше вы ни про Дудя, ни про его интернет вообще ничего не услышите. Это будет хуже. Нельзя будет больше как-то понять вообще, чем живёт ваш ребёнок. Попробуйте это принять. Спросите: «а чем тебе нравится вДудь? Чем тебе нравится какой-нибудь канал или какой-нибудь блогер на Youtube? А можно посмотреть?»

Можно и нужно, я думаю, высказывать по поводу увиденного своё мнение, но, опять же, стараться делать это максимально корректно. Попробуйте стать в этот момент своему ребёнку не только родителем, но ещё и другом. Вы же не будете критиковать свою подругу и говорить: «что за дичь ты смотришь, ты что, тупая?» Вы же, наверное, как-то корректно скажете друзьям о том, что их выбор, мягко говоря, вас разочаровал.

Ну, как-то так аккуратно, осторожно, может быть, выскажете своё мнение: «ой, ну, не знаю, мне не зашёл этот контент. Мне не очень понятен этот ролик. Ну, тебе нравится, ладно». И предложить, допустим, взамен что-то своё. А я видела вот этот ролик, а я подписана на вот этого блогера. Попробовать этим ребёнка заинтересовать, поговорить с ним, например, тоже про мнение большинства: «ой, а я смотрю вДудя, потому что сейчас его модно смотреть. Все одноклассники смотрят Дудя и поэтому я тоже его слушаю». Ну, поговорить тогда о том, насколько важно всегда ориентироваться на большинство? «А ты кроме Дудя хочешь что-нибудь узнать? У тебя есть какие-то свои запросы? Может быть, ты стесняешься об этом сказать, поговорить с одноклассниками или что-то узнать? Ну вот, смотри, можем вместе про что-то узнать. Может, ты мультики хочешь смотреть?»

То есть, важно сказать ему о том, что нужно всё-таки больше прислушиваться к себе и к своим каким-то предпочтениям, уважать их, не убегать от них, а не просто тупо следовать за влиянием толпы. Потому что иногда это может совершенно не совпадать с тем, что мы хотим на самом деле. Но из страха быть непринятыми мы этому следуем. Показать себя в качестве поддержки ребёнку: «смотри, я вот принимаю твой выбор, я не считаю тебя каким-то дурачком или кем-то, если ты смотришь вот такой вот Youtube-канал. Я тебя не отвергаю, и найдутся куча людей, которые разделят твои интересы. Потому что в сети сидит огромное количество людей и всегда найдутся схожие по интересам».