Николай, тема соотношения терминов и понятий несомненно важная для формирования индивидуального стиля преподавания и обучения (самообучения, саморазвития и самореализации).
Однако, думаю, что формирование терминов и дефиниций понятий методом свободной беседы «Пиквикского клуба» и притчи «Мудрецы и слон» сегодня уже малопродуктивно. Надо максимально приблизить процесс к возможностям современной углублённой, несомненно, классической Аналитики. Искать в Яндексе: «Чем не является и чем является наука, кого можно считать учёным?»
Существуют две технологии обсуждения, в результате которых получаются новые признаки новизны понятий, адекватные проблеме, целям, задачам и объекту исследования, методологически достоверные, измеряемые и сопоставимые, верифицируемые на научный и практический результат.
Для слабо структурируемых проблем полезны методы Фасилитации или определённым образом организованного коллективного управления и обсуждения.
Для глубоко структурируемых проблем полезны методы разработки исследовательской концепции с глубинным анализом первичных фактов и связей причин и следствий. С обязательной оценкой сходимости субъективных концептуальных предположений и гипотез с расчётами на математических моделях, результатами активных экспериментов и практического использования рекомендаций и интеллектуальных продуктов. Как эффективных нематериальных активов в разрешении проблемных ситуаций.
Обе эти техники начинаются с выбора вполне определённого научного подхода к пониманию проблемной ситуации и структуризации признаков, взамен общепринятой практики «Прогулок свободной мысли». Когда априори делается допущение, что все проблемы неструктурируемы и слабо структурируемы. А анализировать можно только косвенные, вторичные, второстепенные и периферийные аналитические признаки. И, естественно, приходим к банальной ситуации, когда «Выступающие говорят взаимоисключающие вещи, а «Читателям и Телезрителям» кажется, что все они правы.
Научный подход нужен для преодоления практики обсуждения «Без царя в голове» и последующего приведения к строгой ценностной и целевой целесообразности состава, строения, состояния и функционирования наблюдаемых объектов. Поскольку любая мысль и созданные с её помощью учёные рекомендации и интеллектуальные продукты, в том числе термины и понятия, должны быть системообразующими, практичными и самоокупаемыми.
Как то, вот так.