“Все, что раздражает нас в других, может привести к пониманию нас самих”, - так считал швейцарский психиатр, психолог и основоположник аналитической психологии Карл Юнг.
Честно говоря, я довольно долго размышляла над тем, какая из имеющихся психологических концептуальных идей лучше всего может объяснить, как процессы раздражения и влечения между собой взаимосвязаны.
Лучшим образом, на мой взгляд, эту взаимосвязь объяснил З. Фрейд, в своей работе “Влечения и их судьба” (1915). Он подвёл понятие о влечении под понятие “раздражение”, однако, без отождествления влечения с психическим раздражением.
Касательно “раздражения”. Этимология слова – состояние возбуждения, взволнованности; заимствовано из старославянского, образованного от глагола ‘дражати” в значении “дразнить”.
В физиологии есть такое понятие, как “рефлекторная дуга”, в основе которой лежит механизм влияния внешнего раздражающего фактора (раздражителя) на живую ткань или рецепторы (нервное звено, воспринимающее раздражение). Например, если меня укусил комар, вызвав на моей коже раздражение, зуд, то он, комар, безусловно, привлек моё внимание, вызвав соответствующее движение, избавляющее меня от внешнего раздражителя, - прихлопнуть кровососущего гада. Однако, это еще не означает, что во мне возникло влечение. Такого рода раздражение содержит больше физиологическую, нежели психическую основу.
Влечение, как одно из центральных понятий в психоанализе, определяется Фрейдом, как “исходящая из внутреннего источника раздражающая сила, направленная на устранение сексуального возбуждения путем непосредственного или опосредованного удовлетворения первичных позывов”. Влечение создает психологическое напряжение, которое действует как сила, направленная на устранение источника возбуждения.
И, если предположить, что в поставленном вопросе речь всё же идет о сексуальном влечении к другому человеку, то возникающее при этом раздражение является закономерным процессом, так как влечение на уровне тела связано с раздражением, имеющим внутренний телесный источник.
Цель влечения по Фрейду, - в удовлетворении, связанном с устранением состояния раздражения, которое сопровождается удовольствием. Для удовлетворения своего влечения нам нужен объект, посредством которого мы сможем достичь свою цель, как на телесном, так и на психическом уровнях. Путей достижения удовлетворения много. Говорят, дорог много, а цель одна, и она внутри нас. И даже если уйти или убежать от источника внешнего раздражения, то от собственного влечения сбежать значительно сложнее, потому что оно всегда с нами.
При недостаточной или низкой осознанности своих потребностей, наши влечения могут подвергнуться “цензуре”, внутренней критике и запретам, в результате чего включаются различные механизмы психологической защиты. Понимание того, что именно меня раздражает в конкретном человеке, помогает разобраться с истинными причинами своего влечения и снизить степень влияния психологических защит.
Думаю, дело в том, что в другом вы замечаете какие-то собственные черты характера, которые вам не нравятся в себе. И оттого, что они есть в человеке, который привлекает вас, эти черты злят ещё больше.
Как минимум потому, что активнее других стимулирует реакции других людей на себя и своё поведение, вызывая тем самым на себя внимание и интерес.