Несмотря на то, что сейчас "Клуб Завтрак" критикуют за распространенные типажи, режиссер Джон Хьюз один из тех постановщиков, который с уважением относился к школьникам и молодежи вообще (все его фильмы о преодолении социального давления и принятии себя). Он снимал не про маленьких людей, которые вырастут и научатся уму разуму, а про формирующиеся личности, оказавшиеся перед сложным и неоднозначным взрослым миром ("Завтрак" во многом об этом).
Собственно, в "Клубе" показаны типажи (ярлыки вешаются в каждой школе), чьи характеры гораздо сложнее, а сам характер продиктован социальной средой (неблагополучные семьи etc). Это кино, которое смотрит на мир глазами подростка, не упрощая и не отдавая взрослому роль судьи, поэтому оно стало культовым среди молодежи тех лет и не очень понравилось родителям. При этом Хьюз небольшими сценками со взрослыми дает описание американских семей и намекает, что родители героев прошли через схожие процессы (возможно, в них есть корни тех семейных и прочих проблем, которые родители наказанных испытывают в среднем возрасте).
Практически любое американское кино про школу после Хьюза, на мой взгляд, находится в обязательном диалоге с этой и другими его картинами: кто-то им наследует, кто-то вступает в полемику.