В действительности ценности европейского гуманизма и либерализма во многом родом из христианства. Их последовательно отстаивали Христос, апостолы и мужи апостольские. Ранняя Церковь их отстаивала перед лицом Римского проязыческого диктата и тирании.
Однако после обращения императоров, в особенности Константина, произошло возрождение по сути языческой сакрализации власти, но облаченной теперь в христианскую терминологию. Историографии она известна как принцип симфонии властей. С этих пор христианство стало идеологической опорой и апологетом любой власти, включая тирании.
Когда началась борьба с бесправием и тираниями, она вдохновлялась христианскими ценностями (свобода, понимаемая как богоданная неотъемлемая составляющая человеческой природы; равенство перед законом,вытекающее из равенства перед Богом; братство по образцу заповеди Христа поступать с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой). Но когда церкви, погруженные в ересь симфонии властей, обнаружились на стороне тиранов, диктаторов, то они также стали для многих гуманистов, порвавших с ними, врагами.
Таким образом, светский гуманизм парадоксальным образом отстаивает христианские по существу и происхождению ценности, но при этом носит антиклерикальный характер.