Это победа.
Наконец-то либеральные ценности победили хотя бы где-то.
Хотя бы на детских площадках…
Пусть боятся. Люди, которые боятся делать замечания даже тем, кто никак не может им угрожать, и не должны делать никаких замечаний, потому что их замечания заведомо бестолковы.
К тому же это Вы считаете, что они боятся. А они могут вполне сознательно избегать бестолкового поведения.
Ведь вполне допустимо, если люди не понимают или не хотят понимать, что мешают и неприятны другим, сказать им об этом — разве нет?
— именно. Именно допустимо.
А смысл?
Вот я вначале понял этот Ваш вопрос так, что Вы спрашиваете о допустимости помочь этим людям, предполагая в них желание быть принятыми другими.
Каюсь, часто читаю Ваши тексты как бы по диагонали. Для меня они слишком пестрят ссылками и "нарушают моё спокойствие". Потом уже начинаю подробней разбираться, если "не догнал".
И вот если бы речь шла о помощи — тогда да. Тогда есть смысл сделать замечание. Ради того, кому оно адресовано. Если даже прямо теперь он отреагирует негативно — потом подумает. Поскольку в глубине или на каком-то другом уровне души хочет быть хорошим.
В таком случае страх замечанию не помеха; как и бестолковость. Польза будет. Он сам извлечёт; по своему желанию.
Важнее другое — умение установить контакт. Чтобы дошло.
Ещё для того, чтобы не пребывать в иллюзии относительно сути своего действия и его результата.
Вы слышали, наверное, что без просьбы помощь не оказывают.
На самом деле люди всегда просят. Чаще всего молча; а иногда на своём непонятном другим языке.
Важно, однако, эту просьбу в них услышать.
Если не услышали — "помощь" будет насилием.
Насилие может быть оправдано действием ради общества.
Однако оно, во-первых, эффективно только с позиции силы.
Во-вторых — что это за сила и ради какого общества?
Если брутальный самец делает замечание ребёнку ради спокойствия группы алкоголиков — хорошо ли это?
Я спрашиваю.
Людей можно условно разделить на "общественников" и индивидуалистов. Последних большинство; только идеология типа коммунистической может их надолго объединить.
Общественники тусуются вместе, и в их обществе проблем с деланием замечаний обычно не возникает.
Вне подобного общества возникает вопрос правомочности претензий к "неадекватам" — и связанные с ним вопросы эффективности и целесообразности этих претензий.
Ваши общественные места — территория эгоистов.
Кого защищаете?..
Конечно, ситуации конкретны.
Был случай, в нашей студенческой театральной студии подвизался один районный депутат-психолог.
Помимо откровенно пошлого поведения на сцене, он продвигал свои политические и экономические взгляды.
Нашим руководителям это не нравилось, но сказать это прямо они не могли, в силу своих принципов и врождённой интеллигентности. А их тонкие намёки депутат понимал буквально; как незначительную коррекцию его высокого актёрского мастерства.
Потом начал столь же пошло заигрывать с девочками, а в довершение всего устроил "психологическое тестирование". С якобы полезными рекомендациями и всё такое. Присутствовавшая при этом наш художественный руководитель не возражала, поскольку сочла это разовым актом.
Во-второй раз она тоже не возражала, поскольку многие по-видимому радостно участвовали. Хотя могла понимать, что сама научила их радоваться чему попало; ради общего дела.
На четвёртый или пятый раз наша незабвенная Люся обратилась ко мне. За советом. И я, вместо совета, сделал депутату замечание.
Само по себе оно сработать не могло, как легко догадаться.
Депутат спросил, чего я от него хочу. Я честно ответил: чтобы ты ушёл. Однако что буду его терпеть, если он прекратит своё так называемое тестирование. Навсегда. Независимо от его полезности и прочих приятных качеств. По крайней мере на территории театра.
На это депутат резонно возразил, что поступил в студию на общих основаниях и никаких правил не нарушает, и что я ему не указ, такой же "студент" как и он, а на мои желания ему плевать.
— В том-то всё и дело, дорогой
— В чём?..
— В том, что тебе плевать на наши желания; даже когда ты ими якобы интересуешься
— ?.. Я только про твоё так сказал; идиотское
— А ты кого ещё спрашивал?.. Давай всех спросим
— Да не буду я никого спрашивать; это глупо
— Не вопрос, я сам поспрашиваю. Тебе рассказать?
— Как хочешь, мне всё равно
Благо разговор происходил в театре, мне не составило труда собрать присутствующих и обратиться ко всем с одним вопросом.
Некоторые были как бы не против, но я просил их более подробно высказать своё отношение. В итоге все оказались на моей стороне.
Вскоре наш герой перестал изображать онанирующего орангутана и добровольно ушёл из театра. Надеюсь, что навсегда.
Из политики и психологии нет; это жаль; но тут уже я не считаю себя вправе вмешиваться.
Кстати, через некоторое время я ему позвонил и извинился. Что начал тогда разговор несколько грубо.
Что произошло?
Люся — через меня — использовала силу единения нашего театра.
Интеллигентно. Спокойно. Толерантно.
Причём сама она не сделала никому никаких замечаний.