Как уже ответила Мария, должен сформироваться навык у человека прежде чем он сможет на лету определять время.
Лично я в детстве пытался постигнуть всю прелесть механических часов, но не получалось. Всё из-за недостаточного количество практики, ведь такие часы нужно постоянно использовать, чтобы привыкнуть. По поводу настенных часов добавлю от себя: у меня навык сам собой не сформировался, хотя подобные часы украшали стены и приятно 'тикали'.
Уже в более осознанном возрасте, я смог научиться пользоваться механическими часами, однако на то, чтобы узнать сколько сейчас времени, мне потребуется около минуты, так как я буду банально считать исходя из положения стрелок на циферблате.
По всей вероятности, большую часть жизни они имели дело, преимущественно, с электронными часами. Впрочем, для современности это уже не является чем-то критичным: на большинстве устройств, способных отображать время, циферблат, к счастью, не используется.
Честно говоря, странно, что тяжело определяется, циферблат такая хорошая метафора, что к нему идет куча привязок по определению не только времени, но и угла на местности, например ("Он от нас на 3 часа!").
И время определять не только быстрее, но и, что особенно ценно - удобно определяется время, прошедшее С и оставшееся ДО определенного момента.
Класса до 4ого не могла определять время по стрелочным часам, хотя дома в гостиной висели единственные часы с адекватным циферблатом (крупные цифры, четкие деления, а не вот эти наручные современные с отсутствием минимальных засечек).
Главная проблема заключалась в моей железной логике: длинная стрелка обозначается длинный промежуток (час), короткая стрелка - короткий (минуты).
На своём примере могу сказать, что я понимаю время по стрелочным часам, но мне на это попросту требуется больше времени, чем остальным. Например, чтобы определить время я умножаю цифру, на которой находится стрелка, на 5, другие же люди просто запоминают расположение цифр. Думаю, у всех по-разному.