Во время второй войны с Воландемортом при произнесении его имени незамедлительно срабатывали чары определяющие место, где это имя произносилось и туда трансгрессировал карательный отряд ( сцена в лондонском кафе) Скорее всего что-то такое происходило и в первую войну. На произнесение этого имени как-то, скорее всего причиняя боль, реагировала метка его сторонников. Получается, что лучше не произносить имя. от которого столько неприятностей. И да, это умалчивание создавало атмосферу таинственности и опасности вокруг имени. Возможно, у Волдеморта это был продуманный пиар-ход, связанный с запретом на произношение имени Бога в Библии, которую сам иногда цитирует: "последний же враг истребится --смерть" ( из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам) -- девиз Пожирателей Смерти.
Как преподаватели не выговаривают фамилии? :D
Сдаётся мне, корни этого феномена намного глубже. Практически все колдуны - что тёмные, что светлые - боятся произносить это имя, заменяя его эвфемизмами. И происходит это задолго до событий Поттерианы. Имени Волдеморта (псевдонима Т.М.Редла) опасаются даже его пособники.
Возможно, это как-то связано с третьей заповедью: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе".
Изначально (начиная с первой части) имя Волан-де-Морта внушало ужас всем, потому что он принес много бед, зла и горя миру. Поэтому его и не произносили вслух. Боялись накликать беду, наверное.
Уже в седьмой части книги на имени злоедя появилось табу. Если кто-то произносил его имя, в местонахождение этого персонажа прибывали Пожиратели смерти.