Единственная причина лежит в опыте социализации индивида. Опыт этот задает модель позиционирования личности на всю дальнейшую жизнь.
Допустим, ребенок подвергался в семье гиперопеке и давлению, травле в школе в пубертатном возрасте, и т.п.
Будут у него выраженные проблемы во взрослой жизни с определением своего места в коллективах? - Очевидно и безусловно!..
Вот, собственно, и весь секрет))
А как исправить такой характер?
Вероятно, есть два пути поведенческой корреляции.
Первый - курс у глубинного психолога/психоаналитика/гипнотерапевта.
Второй - самовнушение и навыки систематического самоанализа, плюс - волевое преодоление собственных фобий.
Причем, гарантий ни один из них не дает. Как не дает гарантий бега на стометровку протез у безногого. Увы(
P.S. Да, уточним: это не "характер", а выработанный обстоятельствами набор паттернов поведения и восприятия, т.е. некий набор "шаблонов" поведения и фильтров восприятия, мешающих видеть реальность и адекватно реагировать.
Вот вам хрестоматийная история: медведя 10 лет держали в клетке 2х3 м, и мог он лишь часами слоняться 2 шага "туда", 3 - "сюда".
Наконец, клетку сняли.
Что случилось? - Медведь не устремился на волю.
Он продолжил свое мерное движение в виртуальной, в его лишь сознании теперь присутствующей, "клетке"... Аналогия налицо, не правда ли?
И еще. К помянутым мною выше методам следует приплюсовать любую _коллективную_ творческую активность: тот же театр самодеятельный, тот же хор и танец, например. НО: всё крайне индивидуально, и зависит от глубины и стойкости девиации, и ее причин.
Значит, нужна как минимум консультация специалиста названного профиля)