Публикую черновики, поскольку времени на их доработку уже не остается из-за заморозки Кью. Здесь возможны неудачные формулировки, недостаточно точная или неполная аргументация, незаконченность мысли.. Но я надеюсь что успел в них сформулировать и что-то полезное..
Опыт СССР воспринимается как уникальный из-за уникальности обстоятельств, в которых находится Россия. Огромная территория, огромные ресурсы. Мы нуждаемся не в соперничестве за них с другими народами, а только в сотрудничестве. Отсюда российский менталитет по отношению и к народам, входившим сначала в Российскую империю, а затем в СССР, и к другим государствам. Отсюда уникальная общность "советский народ" и СССР как "империя наоборот", когда Союз выполнял функцию колонии по отношению к попавшим под его влияние странам, помогая им развиваться, вместо того чтобы эксплуатировать их.
Кое что добавила к уникальности и господствовавшая в СССР идеология. Прежде всего, сильное, доминирующее государство дает преимущество в решении задач в масштабах всего общества по сравнению с господством частного капитала. Поэтому, отставая в экономическом отношении, СССР был способен на достижения мирового масштаба. Во-вторых, это позволило СССР по-видимому первым из развитых стран столь масштабно развернуть социальные программы, которые оказались рентабельными благодаря тому, что современной экономике требуются здоровые, квалифицированные и лояльные рабочие. Сознание, что мы первыми в истории попытались построить лучшее общество, пытаемся проложить путь в будущее всему человечеству, придавало особый колорит национальной гордости и атмосфере в обществе, пока люди еще верили Партии.
Почему последнее осталось не более чем попыткой? По той же причине, по какой этот элемент уникальности, как и почти все остальные, не поддается тиражированию (сильное государство поддается, и в некоторых странах сохранилось, но ему при текущем способе производства должен сопутствовать достаточно развитый частный сектор). Лидерам государства не хватило смелости признать, что у них получилось далеко не все, что планировалось, разобраться в причинах и построить новый план развития, исходя из реальности, а не надежд позапрошлого века (который тогда еще был прошлым). В результате уникальная попытка построения принципиально нового общества обернулась сокрушительным провалом, который никого уже больше не вдохновляет на то, чтобы перенимать его опыт.
Но у нас остался уникальный менталитет: мы по-прежнему не нуждаемся в покорении других народов, мы заинтересованы в сотрудничестве с ними, которое всегда эффективнее конфронтации. Поэтому остается надежда что мы сами уже не повторим, а создадим новый уникальный опыт созидательного, миролюбивого и человеколюбивого, эффективного развития.