Митрополит, назначенный константинопольским патриархом, являлся к половецкому царю на утверждение. Получал ярлык от царя. После чего отправлялся исполнять обязанности митрополита.
При каждой смене царя митрополит должен был являться за новым ярлыком. Обязанность митрополита в этом отношении ничем не отличалась от обязанности князей подтверждать вассальную присягу новому царю.
Православная церковь имела многочисленные льготы. Какие и зачем льготы давали православной церкви половецкие цари, разъясняет текст ярлыка данного Менгутемиром.
В начале текста говорится о том, что не Менгутемир придумал льготы, что он действует в соответствии с ясой Чингисхана. В ярлыке записано, что льготы церкви Менгутемир дал для того, чтобы церковники от чистого сердца молили бога за него и его род. Льготы распространялись не только на попов и монахов, но и на родственников попов, живущих с ними, а также на всех, кто служил церковникам и работал на них.
Церковь, ее имущество и все перечисленные освобождались от уплаты всех видов дани. Церковники и все, кто работал на них и служил им, освобождались от призыва на военную службу, от бесплатного оказания почтовых, транспортных услуг и предоставления продуктов питания.
Оскорбление чувств верующих, если оскорбивший не извинился, каралось смертной казнь. Нарушение прав церкви, церковников и тех, кто служил им и работал на них, каралось тоже смертной казнью.
Кому же грозил смертной казнью царь? Всем государственным служащим Половецкого царства, в том числе царевичам, баскакам, князьям, воеводам и послам.
Понятно, это ставило церковников над чиновниками и способствовало росту богатства церкви.
Киев быстро хирел после того как Батый освободил селян и мелкие города Центральной Украины от власти Киева, удельных столиц и разрешил платить дань непосредственно в Орду.
Образованные горожане уезжали на северо-восток, увозя с собой самое ценное для образованного человека – книги. Они привезли с собой на северо-восток понятия «Русская земля» и «русский язык». Летописание в Киеве прекратилось. Некому было писать. Вслед за образованными горожанами уже в 1250 г. митрополит киевский и всея Руси пришел через Чернигов и Рязань во Владимир.
Определение патриаршего собора пояснило, что в Киеве осталась паства, которая не обеспечивала митрополитам «необходимых средств содержания», а во Владимире митрополиты получили «постоянные и верные источники доходов», «достаточные средства, для их содержания».
В XI веке в будущей Владимирской земле было основано 2 монастыря,
В XII веке во Владимирской земле было основано 19 монастырей, в XIII веке 24 монастыря, в XIV веке 80.
Нельзя не заметить взрывной рост числа монастырей в XIV веке во Владимирской земле. Льготами церкви половецкого царя объясняют историки рост числа монастырей. Но почему среди монахов так много бояр? Значит, не только льготы привели к росту числа монастырей.
Следует сопоставить с ростом числа монастырей сведения о службе бояр в войсках половецкого царя и в Китае.
По указу Чингисхана из военных (на Руси боярских) дворов должен был идти на службу третий совершеннолетний мужчина.
В империи Юань сложилось правило, что при наличии 2-3 мужчин в семье в армию призывался один, при 4-5 мужчинах призывалось 2, при 6-7 – 3. Оно должно было распространяться на Половецкое царство.
Боярыни не хотели посылать своих сыновей на чужбину. Когда царь Узбек стал отправлять бояр на службу в Китай, строительство монастырей ускорилось.
Бояре вместо Китая отправляли сыновей в монастыри, давая монастырям на прокорм села, золото, чтобы их дети ни в чем не нуждались. Сыновья бояр скрывались в монастырях. Дочерям бояр не за кого было выходить замуж. Основывались женские монастыри. Туда бояре тоже вносили села и золото. Монастыри становились крупными земельными собственниками, богатели. Начинали давать ссуды под проценты.
Единственным недостатком жизни в богатом монастыре для детей бояр могло быть отсутствие общения с противоположным полом. Но две трети новых монастырей возникало в городах. Там этот вопрос решался. Кроме того, женские монастыри могли располагаться недалеко от мужских. В некоторых монастырях мужчины и женщины жили вместе. С этим пытался бороться церковный собор 1505 г.
О состоянии нравственности свидетельствуют следующие сообщения. «Много жен (князь Роман) любил, но ни одна им не владела». «Между всеми полюбовницами жена тысяцкого суздальского Кучка наиболее им (Юрием Долгоруким) владела». «А на Ярославлих любовницах поимаша новгородци кунъ много».
Можно также обратить внимание на статьи договора Смоленска с Ригой. За изнасилование «волной жены», если она не изменяла мужу штраф 5 гривен серебра, а если изменяла, то «гривна серебра». Женщин побуждали скрывать свои похождения. Низам-ад-дин Шами назвал русских «прелюбодеи». До него тоже дошли сведения, что в России супружеская измена не осуждалась, а являлась предметом гордости.
Таким образом, льготы церковникам вкупе со стремлением боярынь спрятать сыновей от службы в Китае привели к росту богатства и могущества православной церкви.