Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему русский постшансон так похож на музыку группы King Crimson?

МузыкаИстория музыки+2
Юрий Фонкенни
  · 1,5 K

интересно, я даже прогуглил этот термин, и понял про каких исполнителей речь. Оказалось, что пост-шансоном у нас называются такие исполнители, как, например, Ваенга, Лепс и Стас Михайлов. К ним ко всем я отношусь с большой антипатией, что не мешает мне оценить их в плане продакшна, мелодики и гармонии.
На музыку одной из очень уважаемых мной групп, а именно King Crimson, с точки зрения концепции всего подхода к творчеству, русский пост-шансон не похож совсем. Роберт Фрипп - по-своему, можно сказать, гениальный гитарист и композитор, который вполне мог позволить себе записать трек длиной 20 минут, или использовать размер такта 7\8, изменяя его в следующем такте на 5\4. Русский пост-шансон никогда себе такого не позволит. Они никогда не позволят себе записать что-то, что покажется непонятным их аудитории, в основном это люди за 40 (или даже за 50). И нужно понимать - те, кто в СССР слушали King Crimson, в России в настоящее время слушать Ваенгу и Лепса не будут.
Последнее фраза наводит на некоторые мысли. Всё просто - те, кто продюсирует большие поп-проекты в РФ, конечно же, знакомы с творчеством и King Crimson, и Gentle Giant, и YES, и Roxy Music. Скорее всего это и есть их любимая музыка. Они на ней выросли. Как ни странно, продакшном всего этого постшансона занимаются люди с очень хорошим и развитым музыкальным вкусом. Другое дело, что аудиторию этих исполнителей они представляют себе как некое культурно необразованное стадо, но с большими деньгами. Эти продюсеры прекрасно понимают, что тот же King Crimson может быть для них большим источником вдохновения как по аранжировке, так и по мелодии, и с учетом отсутствия какого-либо пересечения аудитории между King Crimson и Стасом Михайловым, можно безнаказанно использовать приёмы, придуманные Робертом Фриппом из King Crimson. Но по большому счету, сходств очень мало. Гармонические ходы, используемые в русском "пост-шансоне", довольно избиты, такие же вполне могли случайно совпасть с теми, которые использовали когда-то King Crimson, ведь нот всего 12 (все, кто пишут, что их 7, не правы). А иногда и не случайно, но об этом позже.
Я почти уверен, что с пост-шансоном вы сравниваете раннее творчество King Crimson, а на мысль о схожести вас навела, скорее всего, композиция Starless или Epitaph. Поздний же КС с радостью использует всякие штуки типа целотоновых гамм, которые вы не найдете в пост-шансоне, в общем поздний KC очень сильно отличается от раннего. А вот сравнить весь этот "ПОСТШАНСОН" с ранним KC будет интересно, хотя бы по двум вышеупомянутым композициям:

  • Схожий набор инструментов. В "пост-шансоне" предпочитают использовать традиционный набор инструментов стандартного поп- или рок-бэнда (Ваенга - Тайга как пример), каких-то синтезаторов с актуальным и современным звучанием там почти не встретишь. Во время раннего King Crimson эти инструменты были недоступны. Не смотря на то, что современная поп-музыка старается использовать все достижения в саунд-дизайне, эти достижения могут быть совершенно непонятны целевой аудитории какой-нибудь Ваенги. Поэтому мы и ограничиваемся стандартными гитарами, ударными, басом, вокалом, традиционным звуком клавишных инструментов - фортепиано, электропиано, орган, некоторые оркестровые тембры, очень незамысловатые лиды и пэды.

  • Тем не менее, и с обычным набором инструментов можно дать такого ада и авангарда, что вообще никто не поймет, даже фанаты King Crimson. Поэтому вторым пунктом у нас будут аккордовые последовательности. Тут нужно понять, что King Crimson стоят особняком в этом плане от своих современников. Остальные модные психоделик-рок и даже прогрессив-рок группы предпочитали в начале 70х использовать по большей части мажорные настроения, часто вплетая в них этнические (в основном индийские) мотивы, а нередко у них даже встречались и всякие инструменты вроде ситара. Группы типа The Doors активно использовали блюзовые ходы. В отличие от них, в раннем творчестве KC преобладали минорные тональности, в сочетании с использованием меллотрона (как в песне Starless) и традиционными последовательностями аккордов, близким к романтизму в музыке (откуда, в свою очередь, произошел и русский романс в том числе, интересно, знал ли тогда об этом Роберт Фрипп). King Crimson явно хотели отойти и от блюзовых стандартов и, в то же время не иметь никакого отношения к остальным радостным хиппи. У меня иногда складывалось ощущение, что Фрипп хотел создать своими первыми альбомами атмосферу полной безысходности и сильнейшей депрессии. Это ключевой момент. Ведь у Ваенги, Михайлова, и очень большой прослойки русской взросло-ориентированной поп-музыки из 90х и нулевых (от Булановой и Аллегровой до того же Лепса) на гармонизацию и мелодику оказал большое влияние русский классический и городской романс, он же самый до этого влиял и на советскую эстраду. Такой депрессии и безысходности у них в песнях нет, но влияние очевидно. Хотя, послушайте трек Орбакайте - Метель, вот уж точно где ранний KC во все поля, аж застрелиться хочется, это такой Starless на минималках + совершенно точно романс. Вполне может быть, что к этому источнику вдохновения King Crimson и постшансон пришли независимо.

  • прямое цитирование всего трека полностью. По большому счёту - воровство с небольшими изменениями. Тут просто включите King Crimson - Epitaph, а потом "Витас - Звезда". Всё поймете. Это всегда было проблемой русской поп-музыки, я очень рад, что сейчас более молодые поп-исполнители стараются этого избегать.

Да, вы правы, в вопросе шла речь про ранних кинг кримзон