Есть такая штука, как государственная монополия. Нам объясняли это на подготовке к ЕГЭ по обществу. Возьмём РЖД и Газпром - две самые известные монополии в нашей стране, но есть и ещё, их можно перечислить при желании. Например с РЖД, гос-ву в этой стране неудобно делать, скажем, две большие железнодорожные компании - до Урала, например, и после, к Сибири. Ибо будут разные тарифы. Придётся покупать другие билеты, когда выезжаешь за Урал во Владик, например. Разные порядке/, пропускная система... Множество проблем. Поэтому монополия в данном случае - удобно и законно.
Железная дорога - это стратегический объект для страны на случай ЧС, войны и пр. Монополия в данном случае - это естественно.
Кстати не стоит путать РЖД и компании типа ФПК и ТКС.
А что плохого в монополизме РЖД? Надо просто выработать правила работы этой государство образующей компании, причем сделать это гласно и с привлечением авторитетных специалистов и общественности. РЖД не должны быть кормушкой для жуликов типа Якунина, а кадровая политика должна проводиться не по блату и кумовству. Хватит нам судьбы Единой Энерго Системы.
вопрос же был "Почему?". Т.е. почему в авиаперевозках есть несколько компаний, а в ЖД перевозках всегда были одни РЖД
Само по себе монопольное положение нарушением закона не является. Нарушением является злоупотребление своим монопольным положением. Грубо говоря, быть большим и сильным не запрещено. Запрещено лишь использовать свою силу для того, чтобы обижать малышей.