Со временем, в популярной (не академической) музыке чётко заметна тенденция к упрощению структуры песни в сторону её ритмической составляющей и хуковости. В джазе, например, каждый музыкант в некоторой мере самостоятелен, простой пример: барабанщик наигрывает квадрат, внутри этого квадрата басист играет шагающую партию, а гитарист импровизирует соляки и рвёт бендами душу. В 60-х, когда гитаристы начали впервые перегружать свой звук, а риффы (остинато) стали более популярны, возникла идея, что басисту стоит играть вместе с гитаристом, а не вместе с барабанщиком, и во многих треках стали появляться партии, где басист просто подыгрывает гитаристу, создавая басовую подложку основному риффу, вместо создания своей ритмической партии. Такой тип игры гораздо проще, чем создание своей партии (даже придумывать ничего не надо - играй тоники от гитарных риффов и все дела), и басовые партии в нём похожи на упрощённые гитарные. Такой подход прочно укрепился вместе с всеобщим использованием риффов как основы трека и ещё большим перегрузом гитарного звука. Так и возник стереотип о басистах, как о ленивых гитаристах.
Второе - как уже сказали, бас не слышен так хорошо, как гитара, по множеству причин. Более низкая тональность, в которой инструмент слышно хуже; басист всего один, а гитаристов может быть и два, и три (три гитариста в нынешнем составе Iron Maiden и в Whitechapel); бас часто идёт не перегруженный, тогда как гитарный звук сильно перегружается; понижение гитарных строёв, где гитара настраивается всё ниже и уходит в басовый регистр (бас либо уходит ещё ниже, где его слышно ещё хуже; в крайних случаях басист играет в тех же октавах, что и гитаристы - например, meshuggah).
При всём при этом, бас, в плане удобства, сложнее гитары; сыграть одну и ту же вещь на гитаре проще, чем на басу, вследствие чего многие ленивые басисты предпочитают упрощать партии.
Вследствие этого, положение басистов в музыке, ориентированной на перегруженные риффы действительно незавидное. Те, кого такая роль не устраивает, пытаются выделиться из серой массы ленивых басистов - так появляются поющие басисты, или же техноманьяки (в основном в техдэте. https://www.youtube.com/user/InsaneDeathMachine как яркий пример)
В то же время в жанрах, не так сильно ориентированных на гитары и риффы, басисты занимают более важную роль. Уже упомянутый джаз и блюз, фанк, который без баса невозможен, и прочие.
Те, кто смеется над басистами просто никогда не слушали партии Джона Энтвисла :)