Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему у статуй страшные глаза без зрачков?

МедицинаИскусство и культура+4
Artem Yarenko
  · 11,0 K
Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек...  · 12 сент 2019

Глаза - зеркало души. Все конечно слышали это выражение. По глазам мы читаем состояние души человека - страх, смятение, ненависть, гнев, зависть и, конечно же, любовь. Что происходит в это момент с глазами и почему другой человек с лёгкостью это считывает - загадка, разгадать которую не может никто. Хотя, конечно, многие пытаются. 

Когда человечество дожило до античности и Мирон, Фидий, Поликлет и всякие Праксители создавали свои шедевры, то их волновало в первую очередь тело. Руки-ноги, мышцы-сухожилия, пальцы рук, пальцы ног, как всё друг с другом связано и как это работает. Глаза их интересовали в последнюю очередь. Если вообще интересовали. Бронзовую или мраморную скульптуру красили восковой краской (на золотой бронзе она давала волшебный оттенок натурально кожи) и глаза красились самым примитивным образом - белок, хрусталик, зрачок. Всё. Никакого тебе "зеркала души".

Первые скульпторы, которые обратили внимание на выразительность глаз были римляне. Это был I-V век н.э. и в историю искусств они вошли как мастера "римского скульптурного портрета". Они почти не оставили своих имён т.к. они были или рабы или греческие наёмные ваятели. Техника в который они работали называется "веризм" - это когда на основе посмертной восковой маски изготавливается абсолютно натуралистический мраморный портрет со всеми морщинками, венами, прыщиками и пушком над губой. Эти мраморные бюсты тоже раскрашивались, но уже с соблюдением всех тонкостей реализма. И вот тут глазам придавалось особое значение. В глазницы вставлялись драгоценные камни, цветное стекло и всё по-особому раскрашивалось дабы придать портрету жизненность и выразительность. К сожалению до наших дней дошли только мраморные бюсты с остатками краски и сказать насколько римским скульпторам удавалось передать выразительность глаз не может никто.

Больше в истории скульптуры, включая мастеров Возрождения, такого интереса к глазам не повторилось. Наверное скульпторы поняли, что посредством бронзы, мрамора, гипса и алебастра выразительность глаз не передать. И они ограничились, повторяющимися из века в век изображением белка в котором расположена пустая полость там где должны быть зрачок и хрусталик. Выглядит это странно, но уже все привыкли.

Отрасль связи (телевидение и Интернет). Техник и юрист. Или наоборот, но не только.  · 12 сент 2019
Потому что мы сейчас видим белые чистые скульптуры, и многие продолжают думать, что такими они были и в древнем мире. Однако на самом деле статуи были цветными, просто краска за века осыпалась или стерлась, в общем утратилась. По-видимо, ранее зрачки были нарисованы, и глаза не выглядели столь устрашающе. И никакого заговора или особой философии тут нет.  Подробнее по с... Читать далее
Тюрбэдар, эксперт в УФОлогии  · 28 сент 2019

Наверное, тогда не было чёрных маркеров, чтобы рисовать зрачки. И может, это был такой стиль, вот как у модильяни. Тот тоже чудил, глаза странно рисовал.

Такие статуи выглядят самоуглубленными, взгляд как бы направлен вовнутрь. Гораздо интереснее детальная проработка пальцев, волос, мимических и телесных мышц

Скульптуры без зрачков... Изначально зрачки рисовали, скульптуры вообще были раскрашены. Но, строго говоря... Читать дальше
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  · 12 сент 2019  ·
dies_civilis
На самом деле, европейская скульптура во многом восходит к античным образцам. В бронзовых статуях часто зрачки были: они выполнялись в технике инкрустации. Однако бронзовые статуи дошли до нас в очень малом объеме, так как большинство из них было переплавлено еще в древности. Римские же мраморные статуи не имели зрачков, так как раскрашивались, и зрачки (а также белки... Читать далее
Это не всегда так. Часто зрачки у них все же есть, в виде пустой полости оставленной скульптором. Вообще это зависит от техники используемой скульптором. Когда лепится глаз, то подразумевается, что зрачок не имеет своего объема, или почти не имеет, и так как это скульптура, а не живопись, то тут нет цвета и тона, только объем. Читать далее