Глаза - зеркало души. Все конечно слышали это выражение. По глазам мы читаем состояние души человека - страх, смятение, ненависть, гнев, зависть и, конечно же, любовь. Что происходит в это момент с глазами и почему другой человек с лёгкостью это считывает - загадка, разгадать которую не может никто. Хотя, конечно, многие пытаются.
Когда человечество дожило до античности и Мирон, Фидий, Поликлет и всякие Праксители создавали свои шедевры, то их волновало в первую очередь тело. Руки-ноги, мышцы-сухожилия, пальцы рук, пальцы ног, как всё друг с другом связано и как это работает. Глаза их интересовали в последнюю очередь. Если вообще интересовали. Бронзовую или мраморную скульптуру красили восковой краской (на золотой бронзе она давала волшебный оттенок натурально кожи) и глаза красились самым примитивным образом - белок, хрусталик, зрачок. Всё. Никакого тебе "зеркала души".
Первые скульпторы, которые обратили внимание на выразительность глаз были римляне. Это был I-V век н.э. и в историю искусств они вошли как мастера "римского скульптурного портрета". Они почти не оставили своих имён т.к. они были или рабы или греческие наёмные ваятели. Техника в который они работали называется "веризм" - это когда на основе посмертной восковой маски изготавливается абсолютно натуралистический мраморный портрет со всеми морщинками, венами, прыщиками и пушком над губой. Эти мраморные бюсты тоже раскрашивались, но уже с соблюдением всех тонкостей реализма. И вот тут глазам придавалось особое значение. В глазницы вставлялись драгоценные камни, цветное стекло и всё по-особому раскрашивалось дабы придать портрету жизненность и выразительность. К сожалению до наших дней дошли только мраморные бюсты с остатками краски и сказать насколько римским скульпторам удавалось передать выразительность глаз не может никто.
Больше в истории скульптуры, включая мастеров Возрождения, такого интереса к глазам не повторилось. Наверное скульпторы поняли, что посредством бронзы, мрамора, гипса и алебастра выразительность глаз не передать. И они ограничились, повторяющимися из века в век изображением белка в котором расположена пустая полость там где должны быть зрачок и хрусталик. Выглядит это странно, но уже все привыкли.
Наверное, тогда не было чёрных маркеров, чтобы рисовать зрачки. И может, это был такой стиль, вот как у модильяни. Тот тоже чудил, глаза странно рисовал.
Такие статуи выглядят самоуглубленными, взгляд как бы направлен вовнутрь. Гораздо интереснее детальная проработка пальцев, волос, мимических и телесных мышц