Почему в "Дыр, бул, щыл" русского национального больше, чем во всей поэзии Пушкина?

Rebecca Danielova
  · 2,8 K
филолог, кандидат филологических наук, свободный художник и вообще вроде бы...

"Но искусственной от этого конструкция быть не перестала, и в наше время творчество футуристов воспринимается как некий забавный, но вместе с тем, скорее курьезный, чем значимый пласт отечественной культуры".

Тут вы не совсем правы. Практика заумного языка распространена несколько больше, чем вы думаете. Это особая линия современной поэзии. И многие группы, например, поют на языках, которые сами же придумывают. Причем группы хорошие и довольно известные (на вскидку - Sigur Ros, Cocteau twins, в России - "Вежливый отказ", у них полно песен с заумными текстами, но на самом деле таких групп гораздо больше). Если бы конструкция была совсем искусственной, ее бы не воспроизводили, не брали в качестве образца. Усматривать в этом непосредственное влияние Крученых, наверное, было бы неправильно (за исключением "Вежливого отказа", эти о Крученых знают прекрасно). Но косвенное влияние во всех случаях, несомненно, есть. И тут, конечно, нужно учитывать, что в начале ХХ века это было мировое поветрие, в те времена вообще было много таких экспериментов. У чего, несомненно, были причины.

И еще. Про грубость и топорность экспериментов Крученых понятно, с этим спорить бессмысленно. Но в обожествлении и абсолютизации прошлого тоже нет ничего хорошего. Ну да, Пушкин сделал, а вы-то на что? Неужели все исчерпано и возможно только бесконечное воспроизведение "Я вас любил..."? Крученых хотя бы попытался. Он есть. Грубо, нагло, топорно, но есть. А людей, которые носятся с Пушкиным, как бы и нет вовсе. Потому что от них ни "Я вас любил...", ни даже "дыр бул щыл" не останется. Пустое место.

Пушкин - это не только величие русской поэзии, это еще и ее проклятие, потому что не было другого человека, который бы в такой же степени развитие русской поэзии ЗАТОРМОЗИЛ. Но это беда любого великого поэта. Солнце не только светит, но и выжигает. И сопротивление этому иногда уместно.

12 июля 2020  · < 100
Комментировать ответ…
журналист, критик
В этом стихотворении — не только новые принципы словотворчества, но и опора на русскую народную поэзию, традиционные заговоры. Примечательно, что задолго до Алексея Крученых такими «заумными заклинаниями» увлекался, как указывал Вяч. Вс. Иванов, и Александр Блок: «Ау, ау, шихарда кавда! Шивда, вноза, митта, миногам...». Но, в отличие от этого опыта... Читать далее
6 мая 2016  · 405
Комментировать ответ…
Ещё 2 ответа
Анонимный ответ
Потому что так сказали авторы манифеста.  Вряд ли существует специальный прибор, который может измерить долю русского национального в том или ином тексте. Конечно, сейчас мы можем сказать, что с нашей точки зрения кажется более "соответствующим" народному духу, а что — менее, но это наша современная точка зрения; кроме того искусство не обязано быть... Читать далее
5 мая 2016  · < 100
Комментировать ответ…
Писатель, пиарщик, сибиряк. Некогда окончил истфак.
Давайте не будем путать "русское национальное" и "заумь". Эксперименты Крученых, Введенского и других футуристов - это лишь попытка, наряду с эпатажем, сконструировать некую искусственную словоформу в поэзии, "заумный язык". Восторги и восхищение вокруг этого текста, множество попыток его "толкований", в том числе и за авторством известных философов... Читать далее
5 мая 2016  · < 100
Давайте не будем путать. Я всего лишь привела высказывание А. Крученых "В этом пятистишии больше русского националь... Читать дальше
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос