Кью.БранчПродвижение сообщества: с чего начать?

Почему в современной русской поэзии стало «культурной нормой» писать без использования прописных букв и знаков препинания?

Искусство и культура+2
道德經 道德经
  · 5,0 K
Глеб Симонов
Искусство
17,9K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Работаю арт-директором в Нью-Йорке.  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

На этот вопрос проще всего было бы ответить, сказав, что это не стало культурной нормой, даже в кавычках — в конце концов, если взять весь пласт текущей литературы, и очень грубо разделить его на традиционную и не очень, то думаю, что традиционный кусок в количественном отношении перевесит.

Но дело тут вот в чём. Отношения любого актуального искусства с нормами состоят в том, что, по выражению одного коллеги, авторы делятся на тех, кто даже после выпуска всё ещё пытается сдать экзамен в Литинституте, и на тех, кто знает, что Литинституты делаются своими руками.

Иными словами, любая манера письма становится доминирующей не потому, что она используется суммарным большинством, а потому что из всей суммы активных авторов выделяется группа, не обязательно большая, считающая себя способной из всех существующих моделей письма выбрать что-то одно, что нужно, и что работает — и утвердить не в форме стандарта и манифеста, но в форме суммы собственных действий, "голосующих" за одно и "не голосующих" за всё остальное.

И дело тут совсе не в заглавных буквах и пунктуации — существенная часть современной актуальной поэзии вышла из опыта Драгомощенко и Айги, оба из которых употребляли и пунктуацию, и заглавные буквы — только ощущения родства с традицией рядовому читателю они не прибавят вообще никак.

Что именно такой метод письма означает и как его можно интерпретировать — думаю, тут каждый автор ответил бы как-то по-своему, так что я говорю не за всех, и наверное даже не за себя, а просто представляю один из способов об этом сказать. Если традиционная манера письма в широкой степени декларативна, то есть даже при чтении про себя, читается как бы вслух, то текущая, без заглавных букв, пунктуации и чаще всего верлибром — интроспективна, и даже при чтении вслух, читается скорее как про себя.

Почему именно интроспективное чтение становится актуальным — тут можно предположить довольно много причин. Отчасти, литература за двадцатый век накопила такое количество нового опыта, что этот опыт всё ещё не до конца переварен, и ему требуется взгляд скорее вовнутрь, даже если обращение идёт вовне. Отчасти, поскольку общественные модели того же века были и остаются скорее массовыми, чем личностными, так что искусство предлагает здесь своего рода альтернативу. Отчасти это, как ни странно, ближе более древним традициям, от заговоров до молитв.

Но так или иначе, как уже было сказано, всё тут упирается в сумму индивидуальных авторских выборов, способных составить достаточно убедительный взгляд на всю текущую литературу в целом. Никакой одной причиной всех сразу не охватить — кроме, возможно, той, что все остальные взгляды просто менее убедительны.

Такие дела.

___________

Другие ответы о поэзии:

Что значит быть русским поэтом?

Как вы пишете стихи — по спонтанному вдохновению или продумывая наперёд?

Что можно посоветовать молодому автору (писателю или поэту)?

Возможна ли поэзия после Освенцима?

Как опубликовать собственную книгу стихов или прозы, и как ее потом продвигать?

Что в общем случае делать с написанным стихотворением?

Как читать стихи Аркадия Драгомощенко? В чём значение этой поэзии?

Какое стихотворение можно назвать главным стихотворением XX века?

Тексты, фото, выставочные отчеты и прочееПерейти на facebook.com/gleb.simonov
Комментировать ответ…Комментировать…
Ещё 3 ответа
Евгений Кузьмишин
История
23,6K
историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог
На самом деле ответ на этот вопрос значительно проще. Стихи в этой манере писали очень давно, отдельные случаи были еще в XVIII веке, но считались они чем-то вроде литературного курьеза. Писал такие же стихи Л. Кэрролл, который вообще составлял из строчек геометрические узоры. Но это тоже было чем-то вроде курьеза. В "прекрасную эпоху" на рубеже XIX... Читать далее
Исследовательский профиль на Academia.eduПерейти на independent.academia.edu/EvgueniiKuzmishin
Мы сейчас о каком береге Атлантики говорим? У нас это всё-таки пошло с переоткрытия футуристов в 60-е, а западный... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Бакалавр Нефтегазового дела, лит-фан, писатель(новеллист или романист?..). И...
Я бы назвал это стремлением к оригинальному течению; или, лучше, выражение "желания" быть в новейшем/оригинальном течении поэзии. Оттого то эти "зановорожденные" часто пренебрегают подобными минимумами РЯ. Предполагаю, что это все за счёт наблюдения за прошлыми поколениями поэтов, которые отказывались от подобных норм(не всегда, конечно же) и... Читать далее
Интересно, а как данные приёмы могут удовлетворять стремление неофита к оригинальности, если им больше ста лет, и... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Инженер

Не могу согласиться с этим утверждением. Подозреваю, вы имеете в виду стихи-пирожки, но это такой жанр, без заглавных букв и знаков препинания. Но это культурная норма только для этого, юмористического, стиля, а не для всей поэзии.

Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос