Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему во всем мире так восхищаются фильмом Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»?

ОбществоИстория+3
Daria Demekhina
  · 20,6 K
Сотрудник Мультимедиа Арт Музея  · 30 янв 2017

Как и все фильмы Сергея Эйзенштейна, «Броненосец Потемкин» был снят по заказу партии – к двадцатилетию революции 1905 года. Изначальный проект Эйзенштейна включал в себя целую серию фильмов, хронологически описывающих историю революционного движения в 1905 году, однако из-за проблем со сроками, он был вынужден сосредоточиться на восстании броненосца «Потемкина». Само восстание приобретает символический характер – Эйзенштейн применяет принцип pars pro toto, часть вместо целого, где весь 1905 год оказывается сконцентрирован в одном локальном конфликте.

Уход от исторической аккуратности к символическому повествованию сыграет важную роль в восприятии фильма на Западе. Фильм, созданный в рамках советской пропаганды, парадоксальным образом оказывается достаточно далек от идеологии, рассуждая в первую очередь о человеческом достоинстве, свободе и противостоянии насилию – вещах актуальных не только для коммунистического режима.

Оформление кинотеатра в связи с премьерой фильма «Броненосец "Потемкин"». 1925. Собрание МАММ/МДФ

После неожиданного успеха в советском прокате (многие были уверены, что фильм без любовной линии обречен на провал) картина была представлена на Западе – сначала в Германии, затем – во Франции, Англии, США и др. Фильм неоднократно подвергался жесткой цензуре, из него вырезали целые сцены, а иногда и вовсе запрещали целиком. Однако подобная политика привела к обратному эффекту – громкие скандалы вокруг картины только привлекли общественное внимание. Голливудские звезды Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд, для которых в Берлине был организован специальный показ, своей реакцией так же поспособствовали успеху фильма. «Вряд ли после просмотра фильма кто-то стал большевиком, но многим он насадил революционные идеи в области кинематографа», - писал о фильме американский критик Кэл Йорк.

Построенный по пятиактной схеме классической древнегреческой трагедии, фильм так же переносил на экран многие принципы кубизма и конструктивизма (где назначение определяет форму). В знаменитой сцене на лестнице мы видим противостояние жуткой, геометрически правильной стройной шеренги солдат с оружием наперевес и живого организма толпы, массы, постоянно меняющей свои очертания и формы; противостояние, выходящее за границы «красного» и «белого».

Стоит отметить и новаторское отношение к зрителю – именно их восприятие определяет развитие фильма. Эйзенштейн монтирует свой фильм из множества «аттракционов» (от английского attraction) - законченных сцен, вызывающих у зрителя определенную эмоцию. Для лучшего понимания он использует рефлексологию Павлова и биомеханику Мейерхольда. Даже при подборе актеров Эйзенштейн ориентируется на восприятие зрителя – например, его матросы обладают мощным и грубым телосложением, что выгодно отличает их от тщедушных или слишком полных сторонников царского режима.

«Двадцати семи лет мальчик из Риги становится знаменитостью», - пишет о том времени Эйзенштейн. «Броненосец Потемкин» и сам Эйзенштейн оказываются лицом Советского Союза на международной арене, где молодое государство борется за признание своей легитимности и повышение престижа. В Москву, пожать руку режиссеру «Потемкина», приезжают знаменитости со всего света – от Ле Корбюзье до Теодора Дрейзера. Пожалуй ни один фильм в истории не оказал подобного влияния на общественную и политическую обстановку во всем мире.

А Вы где-нибудь еще пишите рецензии на фильмы?