Отчетливо помню, как мы с друзьями какое-то время назад самостоятельно, без помощи гугла, пытались понять природу поговорки "Ну, это бабка надвое сказала". Какая бабка? Кому сказала? Почему надвое, а не натрое?
Я думаю, что людей, которые слепо, иррационально верят в то, что работа - не волк, или которые взвешенно, рационально рассуждают о том, что каждый сверчок должен знать свой шесток, во все времена было немного. А может, и не было вовсе.
Другой вопрос, что пословицы и поговорки, которые также называют "народной мудростью", часто используются как оправдание своих действий или как последний аргумент в споре. И этому есть, например, такое объяснение: русская культура и литература - от Толстого и Горького до Распутина и Абрамова - были склонны поэтизировать образ народа; противопоставлять его порабощенному ложными ценностями свету или озабоченному лишь жаждой наживы и предавшему родовую память городскому населению; наделять его высокими нравственными идеалами; представлять его как носителя особого, тайного знания о жизни.
Поэтому лаконичные, афористичные высказывания, приписываемые народу, звучат вроде как более весомо, чем просто и прямолинейно сформулированные здравые мысли. К тому же пословицы и поговорки ритмически выстроены так, что легко запоминаются. Но, повторюсь, я лично не вижу ничего страшного в том, что люди порой вплетают в речь т.н. народную мудрость. В конце концов, это пробка, которой можно заткнуть паузу в разговоре, - пусть и очень банальная. Юридической силы она не имеет, так что, если человек, избивший жену и представший перед судом, попытается оправдать свои действия дурацкой присказкой про "бей бабу молотом", прокурор это вряд ли учтет. Хотя...
Что это за люди? И что они будут делать, если справа от них положить пословицу «Кончил дело — гуляй смело», а слева — поговорку «Работа не волк, в лес не убежит»?