Почему Всевышний объяснил законы вхождения в Святая Святых уже постфактум, после гибели сыновей Агарона (Тора, глава Ахарей)?

ОбществоРелигия
Ilya Bogomolnyy
  · 409
Hochschule für Jüdische Studien Heidelberg, Noisefishin

У Раши есть очень тонкий комментарий на этот счет:

и говорил Господь Моше после гибели двух сынов Аарона.... С какой целью это сказано (т.е. для чего подчеркивается, когда именно Превечный говорил это Моше)? Раби Эльазар бен Азария разъясняет при помощи притчи: "Больного посетил врач. Сказал ему (врач): "Не ешь холодного и не лежи там, где сыро". Пришел другой (врач) и сказал ему: "Не ешь холодного и не лежи там, где сыро, чтобы тебе не умереть, как умер такой-то". Это (последнее) подействовало больше, чем первое. Поэтому сказано: "после смерти двух сынов Аарона"

Думаю, вы могли заметить, как это работает на более близких примерах - проблема преследования гомосексуалистов встала ребром после Харви Милка, к СПИДу стали относиться по-другому после Фреди Меркьюри, к раку груди стали относиться внимательней после Кайли Миноуг, после самосожжения Тхить Куанг Дыка не осталось ни одного левого интеллектуала, для которых Тибет не был бы оккупированной территорией , а буддизм - любопытным конструктом и так далее.

Но я не думаю, что ваш вопрос исчерпывается этим. Почему же понесли наказание люди за то, что не было обговорено как нечистое, спрашиваете вы. Ни один из мудрецов Торы не считает, что Надав и Авиу знали, какое наказание настигнет их за сам поступок, поэтому тяжело с ходу понять, за что же их наказали.

На тему, за что же они были наказаны есть столько комментариев, будто каждый автор лично был прокурором. 1. Освящение Скинии было заповедано на Аhарону. Он так сказать, Юрий Гагарин этого дела, его выбрали для этого. То, что сделали Надав и Авиу, можно было бы сравнить с тем, если бы Герман Титов и Валентина Терешкова напились и силой бы взяли на себя право первого полета. 2. Про опьянение я упомянул не случайно, не случайны слова про запрет быть пьяным в Кодеш Кдошим, которые идут в Шмини сразу после наказания. Опьянение считается одной из расшифровок смысла выражения "чужой огонь", про это есть широкий комментарий тут. 3. Выпить "для храбрости" и пойти в Скинию, они могли чтобы произвести впечатление на девушек (оба были не женаты). 4. Ко всему этому на них был еще один "чуждый огонь", йецир ара, им не терпелось вступить "унаследовать" пост предводителей народа Исраэля. Один сказал про то, что скорее бы Моше и Аhарон "ушли", а второй с ним безмолвно согласился. 5. Левиты не омыли им ноги для ритуальной чистоты, потому что если бы они показали, что собираются входить в КК, то их бы туда не пустили. К этому есть любопытный семантический комментарий, слово змей и глагол сжигать пишутся одинаково (שָׂרָף), и что как змей "искусил" Адама, Надав и Авиу были "искушены" сделать свое воскурение, в результате чего встретились со "змеем". Комментаторы говорят о том, что огонь испепелил их "душу", а не тело и одежды. Душа в иудаизме не разрывно связано с кровью, огонь подействовал на них как "яд". Где нет воды, там начинают появляться пресмыкающиеся с их "ядом".  6. На них пала вина за то, что Аhарон участвовал в создании тельца, и их воскурения были подобны тому, как их отец плавил золото для создания идола. Как это сложилось: телец - "максимальное идолопоклонство", потому что он был создан чуть ли не под присутствием Шехины, воскурение Надава и Авиу - очень буквальная попытка "зачистить" грех тельца богоугодным воскурением, чтобы уберечь от наказания правнуков Аhарона (Шмот: «поминает вину отцов сыновьям и сынам сыновей до третьего и четвертого поколения») но так просто за него нельзя было расплатиться. Тут снова нужен иврит - имя Надав (נָדַב) кроме прочего означает "приносить в жертву" ("доброхотную"), а имя Авиу - (אֲבִיהוּא) "он отец мой". Так они освятили собой род коэнов.

Комментировать ответ…Комментировать…
Ещё 1 ответ
Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.
Я думаю, что это было очевидно, ведь Надав и Авиуд пребывали с Богом и видели Славу Его неоднократно и должны были понимать кое что о трепете и благоговении перед Ним..И то, что чтобы взойти к Богу нужно освятиться и идти со смирением, без всякой дерзости и самонадеятельности, без всякого панибратства. Они ж не маленькие дети были и уже за время... Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос