Почему жёнам российских императоров в православии давали отчество Фёдоровна?

Владислав Гиллунг
  ·  
5,4 K
мои ответы не являются "глубокомысленными" статьями для ЯДзен

Святыней императорского дома Романовых является Феодоровская икона  Богоматери.

Нет точных сведений о том, почему икона была названа Феодоровской, но принято считать, что она пребывала в церкви великомученика Феодора Стратилата в Костроме. Икона известна с 12-го века. 

Мать, инокиня Марфа, Михаила Федоровича благословила его на царство этой иконой. 

В честь этой иконы и принимали принцессы при крещении отчество Федоровна.

Посмотреть можно тут (вики).

5 июля 2016  ·  542
Написать комментарий...
Реклама
Ещё 2 ответа
Илья Л.  ·  20,5K
программист, предприниматель
Добавлю к ответу Андрея, что далеко не всем русским императрицам давали это отчество. Екатерина Великая носила отчество Алексеевна, как и жена ее внука Александра I, Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская, выйдя замуж за Александра Николаевича (будущего Александра II), получила отчество Александровна.  Это не считая множество "выбившихся из традиции"... Читать далее
5 июля 2016  ·  < 100
Написать комментарий...
Культуролог

В честь родовой иконы Романовых — Федоровской Божией Матери, на которой был благословен на царство Михаил Федорович, первый представитель правящей династии

14 ноября 2015  ·  < 100
Написать комментарий...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Когда в России перестанут использовать отчества?

Преподаватель кафедры компьютерной лингвистики РГГУ, научный сотрудник...

Не так скоро, как кажется. Действительно, в последние 20–25 лет обращение по полному имени (Владимир, Ольга) вытеснило обращение по имени-отчеству (Владимир Иванович, Ольга Андреевна) в деловой коммуникации с людьми примерно того же возраста или младше, чем говорящий. Это отчасти можно объяснить влиянием английского речевого этикета, но не всё так просто: нередко, когда мы употребляем полное имя, по-английски употребили бы форму Mr. / Ms. Smith.

Тем не менее, в некоторых сферах отчество сохраняется очень устойчиво: например, в разговоре с учителем или с врачом. Даже 22-летняя девушка, которая приходит работать в школу, из Оли или Ольги тут же превращается в Ольгу Андреевну. Таким образом, обращение по имени-отчеству не исчезает, а просто меняет область применения: к слесарю мы так больше не обращаемся, но учителя никак иначе не назовёшь.

Конечно, нельзя исключать, что отчество будет вытесняться и дальше, и тогда возникнет ситуация примерно как в Болгарии: отчество там при обращении не употребляется, но присутствует в официальных документах (Тодор Христов Живков, а не просто Тодор Живков). Оно даже передаётся латиницей в загранпаспорте, чего не делают в России. От такой ситуации уже один шаг до того, чтобы отменить отчества вовсе — но, вероятно, нужны социальные потрясения и политическая воля. Как бы то ни было, всё это чисто гипотетический сценарий, а в реальности русские отчества продолжают жить.

Прочитать ещё 6 ответов

Какую роль в Отечественной войне 1812 сыграл тот факт, что всё русское дворянство и высшие военные чины свободно говорили по-французски?

São Tiago  ·  5,7K
безработный

Это распространенный миф. Не могло быть такого в армии, в которой офицеры в массе своей имели домашнее образование и происходили из довольно бедных семей (более трех четвертей русских офицеров того времени не имела никакой собственности и жила только жалованием, не превышавшим 200 рублей в год, 13% от числа офицеров вообще не имели дворянского происхождения; а для того, чтобы обеспечить своего ребенка учителем французского, требовалось от 100 душ только мужиков - и отпрысков таких семей в армии было менее процента). Поэтому такое "домашнее образование" предполагало разве что умение читать и писать, складывать и вычитать.

Если же судить по послужным списком офицеров, то в среднем по армии знающих французский язык было около 30% офицеров, 25% знали еще немецкий, единицы - какой-то другой язык. При этом стоит учесть, что в гвардии и артиллерии уровень образования был выше, поэтому средние цифры по армейской пехоте и кавалерии были еще ниже. А все эти анекдоты о том, как князья-графья учили спешно русский язык - это лишь анекдоты, да и то имевшие какое-то отражение в реальности только в жизни высшего света, а не многотысячной русской армии. Подробнее - в интервью к.и.н. Дм. Целорунго, сотрудника  Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

Империи армейские чины: повседневность и баталии русского воинства начала XIX века

7 апреля 2016  ·  280
Прочитать ещё 2 ответа

Почему третьим Римом и преемницей православия стала Москва, хотя крестили Киевскую(!) Русь?

Редактор, канд.ист.наук, российская история

Прежде всего, я хотел бы сказать, что крестить Русь (как и любую другую территорию) бессмысленно. Крестят людей. Крещение Руси - принятый термин, однако он, как и многие другие в нашей истории, условен. Почему я обращаю на этот аспект ваше внимание? Дело в том, что крещение - длительный процесс. Пожалуй, только про киевлян и новгородцев мы знаем, что их крестили (к их неудовольствию) сразу; крещение же остальных народов условного государства Киевская Русь происходило постепенно в течение нескольких веков.

Во-вторых, Москва не является буквально преемницей Рима и Константинополя. Это политическая метафора, которая присутствует только в нашей исторической памяти. Иными словами, только мы знаем, что мы наследники. Это нормально: в истории каждого народа/государства существуют какие-то вдохновляющие, хоть и и не всегда отражающие объективную реальность сюжеты.

В-третьих, Московское царство, а вслед за ним и его преемница - Российская империя, действительно, были оплотом восточной ветви христианства. В то время как практически все православные территории либо оказались во власти турецкой Порты, либо подверглись католической экспансии, Москва являлась политическим центром и надеждой православных народов.

В-четвертых, преемственность означает не буквальное следование хронологии, а наследование в духовном смысле. Такое символическое наследование может осуществляться через века, и крещение киевлян здесь ни при чем. Идея преемственности (как и многое другое в нашей политической истории) появилась примерно в XVI веке в Московском царстве применительно именно к московской реальности.

10 марта 2016  ·  353
Прочитать ещё 3 ответа

Почему у королей всегда были фаворитки? Почему королевам приходилось мириться с этим? Были ли в истории примеры счастливых и верных монарших браков?

Karina Stepanova  ·  1,2K
Пишу, стебусь

Потому что понятия любви и выгодного государству брака четко разделялись. Во время постоянной перекройки границ и междоусобных войн любить королеву было вовсе не обязательно - брак означал прежде всего определенную политическую стабильность, а иногда и дополнительные земли. От королевы требовалось только родить наследника как гаранта продолжения династии и укрепления политических позиций. А за всем остальным король шел к своим фавориткам. Это делалось вполне открыто и официально и иногда королевы даже поощряли подобное, чтобы избежать нежеланного контакта с мужчиной, за которого они вышли замуж из-за династической выгоды, а не по собственному желанию.

11 марта 2016  ·  547
Прочитать ещё 1 ответ

За что православные так любят Николая II ? Что же такого он сделал?

Ivan Renard  ·  7,6K
история Катoлическoй Церкви, ватиканистика

По всей вероятности, за человеческие качества, которые с личности переносят и на должность. Упрямый, не умеющий сказать "нет" в лицо, недальновидный, крайне подверженный влиянию психически нестабильной жены – скажем прямо, один из худших правителей России. Но его почитатели не хотят об этом слышать. Потому что а) канонизация способствовала внедрению и укоренению мнения "он идеальный пример" (ошибочное суждение "святой=безгрешный, безупречный") и б) очень красивый образ примерного семьянина, любящего мужа и отца, истово верующего, смиренного перед Богом и верного своему долгу.

Свежее мнение специалиста по истории РПЦ (профессор Татьяна Чумаченко в интервью к 100-летию убийства царской семьи):

"— Историки говорят о том, что народной любви к Николаю никогда не было?

— Да, я считаю, что это так. «Народная» любовь появилась уже после смерти, когда стало известно о том, как страшно расправились с царём и его семьей, стали известны факты отношений внутри семьи и прочее. А до этого особым уважением народа Николай не пользовался. Более того, ему сразу же дали прозвище «Николай Кровавый» после того, как на Ходынке погибло более тысячи людей, а празднования по случаю коронации продолжались, в вину царю вменялись и результаты русско-японской войны, и Кровавое воскресение 1905 года, и события, связанные с Первой мировой войной. Николай II был откровенно слабым правителем. В воспоминаниях Витте он предстаёт безвольным человеком, но ревностно относящимся к славе других. Он отодвинул от себя того же Витте, Столыпина. Церковь причислила Николая II к лику святых как человека. С этих позиций он действительно больше выигрывает — это любящий муж, заботливый отец. С другой стороны, именно он способствовал такому стечению обстоятельств, которые привели его семью и страну к гибели. Все мы знаем, что Николай влюбился в Аликс и женился на ней, зная, что в этом роду мальчики рождаются с генетическим заболеванием и не могут иметь детей. Тем самым изначально закладывался будущий династический кризис".

Гемофилики способны иметь детей, но в остальном всё так. Эпистолярная переписка Ники и Алекс, его дневники (она свои сожгла в марте 1917-го) – всё это создаёт романтическую историю любви прекрасного принца и прекрасной принцессы. За скобками остаётся их добровольная изоляция – оттолкнули от себя всю большую романовскую семью, свет, интеллигенцию, – всё пагубное влияние Александры Фёдоровны на политику, все их бездарные кадровые решения, и, конечно, Распутин. Образ подчищен, остались лишь романтика, любовь и верность. (В том числе поэтому был такой шум вокруг "Матильды" – не могли эти люди даже допустить мысль о том, что у Николая был роман с балериной, а тем более секс. Он же безупречный! И так любил свою Аликс.)

Вот мнение патриарха Кирилла: "«Словно награда любви, царившей в этой семье: они остались неразлучны в смерти. Христианские нравственные идеалы были выше для них царской короны. Не принадлежность к царскому или дворянскому роду считали они признаком благородства, но чистоту помыслов и чистоту души», — сказал патриарх. Во время выступления он зачитал строки из письма дочери Николая II княгини Ольги Николаевны. «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан… чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь», — процитировал патриарх письмо. «Вот иногда спрашивают, за что канонизировали царскую семью. А вот за это», — пояснил глава РПЦ, добавив, что Романовы смогли «в условиях колоссального стресса» сохранить нравственный облик".

Дополнительным бонусом к образу мужа и отца идёт возможность посочинять конспирологические версии – о жертвенном характере убийства (версию поддерживает епископ Тихон (Шевкунов), которого называют духовником Путина), о жидомасонском заговоре, о тлетворном влиянии Запада и так далее.

Ну а царебожники – это отдельная категория, конечно. Там сочетаются всё вышеперечисленное с народно-политическим православием, и в итоге это уже не христианство, а некий отдельный культ ("РПЦ к деятельности так называемых царебожников, позиции Наталии Поклонской в отношении Николая Второго относится с осторожностью, считая это проявлением квазирелигиозности, не соответствующей канонам православия", говорит цитируемый выше эксперт). Хотя такая позиция уже звучит из уст иерархов: "Полюбили Господа Бога, который пришел к нам на эту землю ради того, чтобы спасти каждого человека так, как святой царь Николай, его святая супруга, его святые дети" (митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл).

Возможно, есть в этом почитании и некоторая доля ностальгии по монархии, и что-то вроде синдрома вины. Всё это активно подкрепляется мифотворчеством, особенно в соцсетях, которое показывает Российскую империю лидером по всем категориям, впереди планеты всей на 200 лет – и всё благодаря лично Николаю II. Конечно, критики эти мифы не выдерживают, но базируются на незнании реальной ситуации в стране и на всё том же ошибочном суждении "святой=безупречный".

На самом деле, и Николай, и Александра – обычные люди. Даже неплохие. Но, увы, они не были простыми людьми и не желали делиться властью с более способными.

17 июля 2018  ·  229
Прочитать ещё 3 ответа