Правда ли, что Есенин и Маяковский писали матерные стихи?

Лёша Кожевников
  ·  
79,0 K
Лев Оборин  ·  26,0K
Поэт, переводчик, литературный критик

Как говорил Владимир Ильич Ленин, главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность. 

Подлинные тексты Маяковского, где встречается слово «блядь», — это стихотворения «Вам!» и «Верлен и Сезан», а также первое вступление к поэме «Во весь голос». У Есенина есть стихотворение «Пой же, пой. На проклятой гитаре...», где есть не матерный «хер», а в не слишком достоверной черновой редакции  — тоже «блядь»; это же пятибуквенное слово есть в поэме «Пугачев»

Все прочие матерные стихи Есенина и Маяковского, все эти «Ветер веет с юга» и «Кто есть бляди», — фейк, вернее, фольклор, основанный на огрубленном понимании того, как устроена их поэтика. Маяковский — ритмически неровные, кричащие, нарочито грубые строки, Есенин — с одной стороны, лирическая деревня, а с другой — хулиган из подворотни. Стихи, якобы сочиненные именно этими авторами, получили такое распространение ровно потому, что это, вероятно, самые популярные и «народные» русские поэты XX века. Приписывание им матерных стихов, которых они никогда не писали, — форма народной любви, смешанная, может быть, со стремлением доказать, что гений, по выражению Пушкина, «мал, как мы» и «мерзок, как мы», то есть что тот, про кого трезвонят в учебниках, тоже был не чужд ни матерщинки, ни похабщинки (подразумевается, что и то и другое — что-то непременно плохое). Кстати, не матерные стихи приписывают так же охотно. Подробно о конкретных случаях я писал здесь, здесь и здесь.

Поскольку кое-кого такой ответ не убеждает, могу добавить, что академическая филология давно избавилась от пуританской стыдливости и признала, что гении тоже люди. Если бы такие тексты действительно принадлежали Маяковскому и Есенину, они бы печатались в собраниях сочинений и упоминались в научных работах (как печатаются и упоминаются матерные стихи Пушкина и Лермонтова, интимные дневниковые записи Блока и Хармса, эротические письма Джойса и т.д.). Этого не наблюдается.

5 марта 2016  ·  7,8 K

Я видел стихотворение "Вы любите розы..." в печатном сборнике Маяковского. 
Но вы правы, вероятнее всего.

Комментировать ответ...
Ещё 2 ответа
Менеджер маркетинговых проектов
Замечательный пост, посвещённый именно этому вопросу, писали в сообществе "Фаталист". "Сергею Есенину с Владимиром Маяковским вечно приходится отдуваться за поэтов-матершинников - им приписывают какие-то непонятные матерные стихи, которых они не писали, типа "Не тужи, дорогой, и не ахай", "Ветер веет с юга..", "Я в Париже живу как денди" или "Вам нужны розы? / А я на... Читать далее
17 сентября 2017  ·  1,8 K

Смешно, что этот замечательный пост - переписанный мой ответ выше.

Комментировать ответ...
Анонимный ответ
не только он, имея в виду классиков, даже Пушкин отметился     Молчи ж, кума; и ты, как я, грешна, А всякого словами разобидишь; В чужой п**де соломинку ты видишь, А у себя не видишь и бревна! (“От всенощной вечор...”) Читать далее
19 апреля 2019  ·  1,2 K
Комментировать ответ...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему среди поэтов так много самоубийц?

Специалист широкого, но не очень глубокого профиля. А ещё люблю читать книжки...

Не только среди поэтов, среди писателей тоже хватает. Подробно вопрос рассмотрен в книге Григория Шалвовича Чхартишвили (более известен как Борис Акунин) "Писатель и самоубийство" (есть на Флибусте).

18 мая 2017  ·  362

Есть ли современные поэты, которые пишут, как Маяковский или хотя бы похоже?

Asya Arsenina  ·  8
окончила Литературный институт (поэзия, детская литература), преподаватель...

На самом деле таких полно. Просто это все - эпигоны, которых и при Маяковском полно было. Но, мне кажется, что такие стихи внимания большого не заслуживают. Обычно молодые люди от 17 до 20 лет (дай Бог, чтобы не позднее) увлекаются каким-либо "значительным" поэтом, пытаются подражать ему, но как правильно это ничем хорошим не заканчивается. Просто появляются неудачные копии Есенина, Маяковского, Бродского, Блока, Пастернака... среди девушек, конечно, Цветаевой и Ахматовой. Как говорил Есенин : "Поэт должен иметь "свою рубашку"". А если все же интересуетесь, поищите на сайтах Стихи. ру и т.д. еще можете в Google стихи с посвящением "Маяковскому" поискать, тоже много интересного найдете)

6 апреля 2016  ·  < 100

Какой самый известный стих с нецензурным выражением?(матом)?

Переводчик, литературный рецензент

Поскольку я тут выступаю про англоязычную литературу, то предложу This be the Verse Филипа Ларкина: 

This Be The Verse   

By Philip Larkin

They fuck you up, your mum and dad.  
     They may not mean to, but they do.  
 They fill you with the faults they had
     And add some extra, just for you.

But they were fucked up in their turn
     By fools in old-style hats and coats,  
 Who half the time were soppy-stern
     And half at one another’s throats.

Man hands on misery to man.
     It deepens like a coastal shelf.
 Get out as early as you can,
     And don’t have any kids yourself.

Прочитать ещё 2 ответа

Почему запрещали стихи Есенина в советское время?

Екатерина Ш.  ·  6,7K
Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет...

Стихи Есенина официально не запрещали, а скорее не рекомендовали. Официальная версия была в том, что Есенин - "кабацкий поэт", воспевающий пьянство и разгульный образ жизни. И на самом деле после смерти поэта его долгое время не печатали. Однако еще при жизни Сталина Есенин снова стал "безопасен", и в 1952 году был напечатан его первый сборник. Как оказалось, люди не забыли "народного" поэта, так что первый напечатанный сборник разошелся буквально за считанные дни.

17 января 2019  ·  1,0 K

Была ли поэтическая дуэль между Есениным и Маяковским, которая была показана в сериале "Есенин"? И были ли такие дуэли между известными поэтами вообще?

Лев Оборин  ·  26,0K
Поэт, переводчик, литературный критик

О подобной дуэли, идея и форма которой напоминают то ли рэп-баттлы, то ли советские скабрезные анекдоты про Есенина, Маяковского и Рождественского, история литературы упоминаний не сохранила. Но в поэтической культуре всегда существовали способы выяснения отношений и установления того, «кто круче», как очные, так и заочные. Это могли быть эпиграммы, критические статьи, разного рода провокации и обструкции на публичных выступлениях, наконец, формализованные литературные соревнования: Истмийские игры в Древней Греции, поэтическое состязание в Блуа, где участвовал Франсуа Вийон.

С Есениным и Маяковским правда в том, что в русской поэзии модернизма, где впервые одновременно развивались отчетливые — или отчетливо декларируемые — различные поэтические направления, этот дух соревновательности действительно стал гораздо активнее. К примеру, в 1918 году в Политехническом музее, уже тогда бывшем важной поэтической площадкой, состоялось избрание Короля поэтов — на основании голосования публики; основными претендентами на титул были Игорь Северянин и Маяковский, и оба относились к происходящему на удивление серьезно. Победил Северянин, Маяковский сильно расстроился, его товарищи-кубофутуристы пытались опротестовать результаты; Маяковский, что твой Канье Уэст, лез на сцену читать стихи вместо Северянина, но его прогнали.

Стоит заметить, что ранее футуристам «Гилеи» удавалось срывать благонамеренные вечера поэтического истеблишмента: например, в 1913-м они явились на вечер приехавшего из Америки Бальмонта, где Маяковский закричал на весь зал: «Константин Дмитриевич! Позвольте приветствовать вас от имени ваших врагов!» и далее произнес длинный, как сказали бы рэперы, дисс (подробности можно найти вот в этой книге). В других воспоминаниях о Маяковском также есть свидетельства его любви к состязаниям в остроумии, причем не только с поэтами. Известна его пикировка за бильярдом с Булгаковым, в которой последний неожиданно вышел победителем (цитату см. в комментариях к этому ответу).

Об отношениях Маяковского конкретно с Есениным остались воспоминания самого Маяковского в статье «Как делать стихи». Маяковский, разумеется, здесь предвзят, но историю своих отношений с Есениным он рассказывает, чтобы объяснить процесс работы над стихотворением-эпитафией, поэтому свидетельство исключительно важно: предвзятость не отменяет искренности. Статья эта вообще замечательная, прочтите, если не читали. Наконец, знаменитая стычка между футуристами и имажинистами произошла в 1920 году в серии диспутов-судов над актуальной литературой. Форма диспута-суда в 1920-е была очень популярна, входила в школьный обиход. Пройдет 10-15 лет, и эти суды отзовутся страшно. Так вот, о поведении на этих диспутах Маяковского и Есенина, взаимно обвинявших друг друга в убийстве поэзии, можно прочитать здесь и здесь. Типичные реплики:

Маяковский:
— Я сейчас из камеры народного судьи. Разбиралось необычное дело: дети убили свою мать. Они оправдывались тем, что мать была большая дрянь! Распутная и продажная. Но дело в том, что мать была все-таки поэзия, а детки ее — имажинисты.

Есенин:
— Не мы, а вы убиваете поэзию! Вы пишете не стихи, а агитезы!

Маяковский:
— А вы — кобылезы...

Вероятно, этот обмен любезностями и послужил источником вдохновения для сценаристов сериала о Есенине, где демонстрируется поэтическая дуэль. Справедливости ради отметим, что стихи на диспуте 1920 года действительно звучали, но читали их только имажинисты.

Другие столкновения Есенина с Маяковским перечислены здесь.

Конечно, представители других поэтических направлений не отставали, просто не вели себя настолько вызывающе. Вот мой любимый пассаж из статьи Осипа Мандельштама «О природе слова». Мандельштам издевается над символистами: «Они запечатали все слова, все образы, предназначив их исключительно для литургического употребления. Получилось крайне неудобно — ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это может значить такое, что сам потом не рад будешь».

Словом, другой современник названных авторов, Дмитрий Кедрин, не зря писал в одном из самых своих известных стихотворений: «У поэтов есть такой обычай — / В круг сойдясь, оплевывать друг друга». В принципе, в этом стихотворении на примере средневековых персов показана типичная поэтическая дуэль (или поэтическая склока) — только у Кедрина в ней есть победитель, остающийся над схваткой.

В современной литературной жизни, разумеется, остались и пикировки, и ругань, и критические статьи, и эпиграммы, и даже доносы. Но при этом, как мне представляется, пафос нынешнего литературного процесса (где, кстати, появился институт кураторства, куда четче оформленный, чем у модернистов, которые по большей части были сами себе кураторы) в том, что разные позиции, разные поэтики — это интересно, это ситуация продуктивного диалога, а не антагонизма. Что столкнуть их любопытно не затем, чтобы выявить победителя, а затем, чтобы понять, как обширно поэтическое поле и как по-разному на нем можно действовать. К примеру, московская группа «Культурная инициатива» уже 12 лет проводит вечера из цикла «Полюса», куда приглашает всякий раз двух предельно не похожих друг на друга поэтов; они читают, отвечают на вопросы, но при этом не выражают никакой неприязни друг к другу и после вечера чаще всего оказываются за одним столом в дружеской компании. Такое случалось и с Маяковским и Есениным, просто легенде (которую они оба подогревали) выгоднее история о вражде. Сейчас по сравнению с той эпохой времена нелегендарные. А если все же хочется узнать, «кто лучше», для этого есть поэтические слэмы; бессменный в последние годы ведущий московских слэмов — поэт Андрей Родионов. Правда, в слэме на первом месте стоит подача стихотворения, умение его исполнить. Поэтому «кто лучше» зачастую превращается в «кто громче», тогда как самая интересная поэзия современности, за немногими исключениями (тот же Родионов), не терпит ора.

Прочитать ещё 1 ответ