В странах, где гражданство определяется в основном или преимущественно по «праву крови», и спрашивать не о чем: конечно нет. Со странами, где действует «право почвы», сложнее. Существует Конвенция ООН 1961 года о сокращении безгражданства, статья 3 которой гласит: «Для целей определения обязанностей Договаривающихся Государств согласно настоящей Конвенции, рождение на судне или летательном аппарате считается имевшим место соответственно на территории того Государства, под флагом которого плавает судно, или на территории того Государства, в котором зарегистрирован летательный аппарат» un.org
Однако, не все страны, применяющие «принцип почвы», ратифицировали эту конвенцию (список можно посмотреть здесь: un.org ) В частности, не входят в их число и США. На эту тему есть специальное разъяснение Госдепа: «A U.S.-registered aircraft outside U.S. airspace is not considered to be part of U.S. territory. A child born on such an aircraft outside U.S. airspace does not acquire U.S. citizenship by reason of the place of birth.» (state.gov ) Зато право на гражданство за ребёнком, родившимся в самолёте в тот момент, когда он пролетал над американской территорией, даже транзитом, признаётся (согласно тому же источнику, a child born on a plane in the United States or flying over its territory would acquire United States citizenship at birth).
В то же время, Канада, также использующая «право почвы», данную конвенцию ратифицировала. Это не формальность, т.к. соответствующие положения имеются и во внутреннем законодательстве: Under both the Former Act and the Current Act, persons born on Canadian ships or airplanes were considered to have been born in Canada ( americanlaw.com ). Кроме того, в Канаде нередки случаи, когда дети рождаются в их воздушном пространстве на самолётах, следующих транзитом куда-либо из США: в таком случае ребёнок тоже получает канадское гражданство.
Россия не входит в число участников конвенции, но у нас и сам факт рождения на территории РФ с точки зрения гражданства мало что решает (за исключением особых ситуаций типа рождения от россиянина и иностранца).
Стоит также обмолвиться о том, что страна регистрации воздушного судна далеко не так очевидна, как кажется. Хорошо известно, что российские авиакомпании стараются регистрировать свои борты за рубежом (в частности, на Бермудских островах). Интересно, что Бермудские острова упомянутую конвенцию 1961 года подписали (вернее, за них это сделала Великобритания). Так что формально ребёнок, родившийся во время международного рейса Аэрофлота, может считаться уроженцем Бермуд (хотя они могут этого и не признать, т.к. Россия в конвенции не участвует). Впрочем, прав на гражданство ему данный факт всё равно не даёт.
Татьяна, не понял вас, каким же тогда образом ребенок может получить гражданство по праву почвы?
Доходчиво...