Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что в Скандинавии фильм не пускают в прокат, если он не проходит феминистский тест?

ОбществоКино+3
Anastasia Karimova
  · 20,2 K
Журналистка, собкор ЪФМ в Испании, феминистка  · 14 янв 2016

Короткий ответ - разумеется, неправда.

Насколько я понимаю, речь идет о тесте Бехдель. Слово "тест" в названии на самом деле не вполне корректное - речь скорее идет о простой проверке. Чтобы пройти тест Бехдель, фильм должен соответствовать трем простым критериям:

  1. Иметь как минимум двоих персонажей женского пола (иногда выдвигается дополнительный критерий - персонажи должны иметь имя),

  2. которые разговаривают друг с другом...

  3. ...о чем-то, помимо мужчины.

Тест этот назван по имени художницы-автора комиксов Элисон Бехдель. Она сформулировала эти правила в одном из своих комиксов в 1985 году. Тест иногда также называют "Бехдель-Уоллас", так как Бехдель благодарит за идею свою подругу, каратистку Лиз Уоллас. А та, в свою очередь, ссылается на труды Вирджинии Вулф.

Но достаточно истории, вернемся к тесту. Я много раз видела, как люди возмущаются существованием теста Бехдель со словами "да зачем хорошему фильму какие-то разговаривающие телки".

Претензия эта совершенно несостоятельна. Во-первых, тест Бехдель не является нигде официальным законом и предназначен в основном для самостоятельного использования. Никто ни в одной из стран мира не запретит фильм, потому что тот не проходит тест Бехдель. А вот зрители могут выбрать не идти на такой фильм.

Почему не идти? Потому что (и это во-вторых), если фильм не о мужской тюрьме и в нем больше 5 человек, но при этом он не проходит такой простейший тест, как Бехдель, - то в большинстве случаев это значит, что фильм существенно искажает реальность. Потому что в настоящем мире женщин 50% от населения, мы везде, у нас есть имена, мы разговариваем друг с другом и в 90% случаев не о мужчинах. Помимо мужчин, мы разговариваем о политике, об учебе, о проблемах, о котах, о научной фантастике, о Пушкине (ладно, Пушкин мужчина) и так далее.

Если само наличие такого теста кажется вам излишним - вот немного статистики: согласно исследованиям, в самых кассовых американских фильмах с 1950 по 2006 год на один женский персонаж приходилось по два мужских (в жизни, напомню, соотношение примерно 1:1). При этом женщины в кино оказываются задействованы в постельных сценах в два раза чаще мужчин. Согласно другому исследованию, проведенному в 2014 году, среди 120 фильмов, выпущенных с 2010 по 2013 год, только 31% героев с именем были женщинами, и лишь в 23% фильмов женщина была протагонистом.

Еще раз подчеркну: так как в реальной жизни женщин не 30% населения, а также каждая женщина - протагонист собственной жизни, такое представление девушек в кино является очевидным перекосом. И тест Бехдель - не лимит, а всего лишь своеобразный градусник, инструмент для оценки текущей ситуации.

Для примера, вот список фильмов, которые проходят тест Бехдель: "Ультраамериканцы", "Мстители: Эра Альтрона", "Багровый пик", "Омерзительная восьмерка", "Безумный Макс: Дорога Ярости", "Криминальное чтиво" и многие другие. Полный список можно посмотреть здесь: bechdeltest.com В базе данных сайта свыше 6000 фильмов (и 57,7% проходят тест Бехдель).

p.s. разумеется, фильм может быть хорошим и при этом не проходить тест - как, например, "Бешеные псы" Квентина Тарантино (справедливости ради, из фильмов Квентина только два не проходят тест, зато почти в половине - женщины главные героини).

Статистика - интересная вещь. Особенно "ложная корреляция". Если взять в расчёт жанры, очень популярные в период с... Читать дальше

И еще. "При этом женщины в кино оказываются задействованы в постельных сценах в два раза чаще мужчин". Тут нужно уточнить или как-то поменять фразу, потому что следуя из вышесказанного соотношения "1 женский персонаж к 2 мужским", не видно никакой странности

Антон - почему странности не видно? Женщин в два раза меньше, но их в два раза чаще используют для постельных сцен. У зрителей создаётся связка: женщина только и делает, что занимается сексом. Таким образом, реальность искажается ещё раз. Ну это как если бы, например, показывали бы женщин в два раза чаще в роли учёных, или в роли менеджеров - получилось бы такое же искажение реальности ;)

И про корреляцию с популярными жанрами - как это ни странно, подавляющее большинство мелодрам и лёгких комедий тест Бедхель тоже не проходят (ну не разговаривают там женщины друг с другом, или говорят о мужчинах). А про боевики - женщин можно иуда прекрасно вписать; Вам уже написали про Тарантино, как пример

Дария (Дарья?), спасибо большое за прекрасный ответ, хочу только уточнить, что ее фамилия все-таки звучит как Бекдель.

Катя, большое спасибо вам! Да, я обратила на это внимание во время поиска информации. Но по итогу долгих раздумий решила, что как-то этот тест уже прижился как Бехдель, и решила придерживаться такой орфографии.

Подойти и сказать - Привет! Это я. Да, я очень изменился, поэтому ты делаешь вид, что не узнаешь меня.

1) Художественное кино не должно отражать реальность. Реальность должно отражать документальное кино. 

2) Художественное кино должно рассказывать интересные истории. Для этого женщины беседующие о котах абсолютно необязательны. Критерий один-интересно\не интересно смотреть. 

Всё.

При этом женщины в кино оказываются задействованы в постельных сценах в два раза чаще мужчин.

Вот этот момент я не понял. На одного мужчину в постельных сценах приходится по две женщины? Или под постельными сценами здесь подразумеваются в том числе сцены просто лежания в постели?

Михаил, с языка сдернул.

Еперный карась, такую мякотку пропустил.  Ладно, всё равно напишу.

Барек — я рискну предположить, что фильмы, где женские персонажи интересуются нуждами мужчин и только нуждами мужчин, куда вреднее для самих женщин, чем то соломенное чучело, которое вы пытаетесь выдавать за феминизм.

Павел — за дур женщин держат те, кто прописывает им в интересах и мотивациях одних только мужчин. И да, фильмы про Бэтмена (что Нолана, что Бертона) не особо искажают реальность, там всё ещё живые и узнаваемые люди, чьи жизненные цели не ограничиваются противоположным полом.

Антон — во-первых, документальное кино должно воспроизводить реальность, вплоть до мелких деталей и нюансов. А художественное кино должно именно что отражать реальность — с некоторыми условностями, конечно, но так, чтобы она была узнаваема. Во-вторых, персонажищи, которые интересуются исключительно мужиками, ужасно скучны и служат балластом для интересности истории.

Михаил, Андрей — это значит, что у женских персонажей в два раза больше шансов оказаться в постельной сцене, чем у мужских.

Информация из Википедии:

"Тест Бекдел (часто — тест Бехдель— простейшая проверка художественного произведения на гендерную предвзятость. Для того, чтобы пройти его, произведение должно содержать в себе хотя бы два женских персонажа, которые беседуют между собой о чём-либо, помимо мужчин. Иногда добавляют, что эти две женщины должны быть названы по именам."

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что дагный "тест" проводится на проверку лишь наличия женских персонажей в художественных произведениях и и того, о чем они говорят между собой.

Получается, что потенциальный фильм, в котором только два мужских персонажа, говорящих о женщинах, или вовсе фильм без мужских персонажей пройдет данный "тест"?

Вы немного не понимаете сути.

Тест Бехдель специфичен и направлен на конкретную проблему того, как женщин показывают в кино интересующимися исключительно мужчинами и интересами самих мужчин, причем проблема эта существует очень давно. Он не о мужчинах и не о мужских персонажах. Перед мужчинами никогда не стояла, не стоит сейчас и вряд ли будет в будущем стоять проблема репрезентации.

Мужчинам не нужен тест наподобие Бехдель, поскольку благодаря гендерной предвзятости они протагонисты и обладают целями, которые не всегда связаны с женщинами и женским вниманием — месть, справедливость, искупление, мир во всем мире, куча бабла, the list goes on.

Конечно, ведь обратного сексизма не существует(сарказм).

Обратного сексизма не существует, да — есть только сексизм. (Сарказм тут не нужен) Но в массовой культуре перед мужчинами не стоит проблемы репрезентации, и женщины-протагонистки, которым утруждаются прописывать мотивацию и особенности характера, никак мужчин не ущемляют.

я вот, кстати, не прочитал ваш профиль и на середине ответа понял, что вы феминистка, это правда смешно)))

"обратный сексизм" это как "обратный удар" в сторону наглого хулигана? лол.

А что является реальностью? И независимо от ответа, почему в кино надо именно её показывать? Кино вообще не о реальности, а о том чего нет но чего очень хочется. 

Например нам мужикам действительно бы хотелось чтобы женщины говорили о нас больше чем о своей бабской фигне. Но мы в курсе что это нереально. :)

Боже, очередная поехавшая фемка с визгами о квотах в кино.Почему на TheQuestion так много леваков?Да, меня скорее всего заминусят, потому что тут полно таких, а жаль:с

Страннейшие примеры и дискуссия, в целом. Данный тест, как минимум, необъективен, так как не имеет обратной силы и предполагает подгонку реальности под нужный результат (просто попробуйте прогнать через него реальность, о которой все так печетесь, или хотя бы мужских персонажей). Вообще все эти попытки считать в одну сторону — дискриминация. В данном случае позитивная для женщин. Отходя от темы можно добавить, что современный феминизм в большинстве своем именно ей и занимается. 

Что касается статистики, ее использование здесь в таком варианте просто неприемлемо. Хотите быть репрезентативны - сделайте аргументированную выборку по сценариям, где можно главную с роль с мужской сменить на женскую без потери смысла, это покажет предрасположенность к выбору мужчин. Вашу статистику опровергают банальные фильмы про войны — женщин солдат просто меньше и пихать их в каждое кино — абсурд и глупость.

Про постельные сцены ваще фигня какая-то. Вы ж сами замечаете женских ролей меньше, значит и шансов попасть в постельную сцену больше. Если 10 мужчин и 5 женщин, то шансы попадания в постельные сцены, ну мягко говоря, неравны. А учитывая, что большинство фильмов имеет в сценарии романтические отношения для, например, раскрытия характера героев, то про постельные сцены смысла говорить нет.

В конце концов, любой фильм — это инструмент. Инструмент донесения мыслей авторов или для заработка денег — неважно. И в выборе пола персонажа руководствуются его эффективностью для достижения поставленной цели, а не потому что собираются ущемлять чьи-либо права.

А уж если сгущать краски, то этот тест предлагает загонять режиссера и сценариста в рамки и ограничивать их свободу выбора, а значит ущемляет их права.

Самое главное в женщинах это двойственность. Говорить одно, а делать наоборот. Так вы пишите сценарии, работайте и старайтесь. Тогда у вашей деятельности появятся плоды. 

А от кудахтанья "мужик не дает, должен дать больше, чтобы мы были равны" толку не будет. 

Патриархат еще остался в масултманских странах - ехайте туда возмущаться, от нас что надо?