## Эпиграф
– Ах, королева, – игриво трещал Коровьев, – вопросы крови – самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна. Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт.
(Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
## 1. Теория
Насколько можно судить по источникам, ни в одной европейской стране христианство не смогло полностью навязать населению и, главное в контексте вашего вопроса, элите своих норм полового поведения. Даже после христианизации, даже при поддержке королевской властью церкви правящие династы и их окружение не сбрасывали с наследственных, имущественных, придворных и других счетов внебрачных детей. Безусловно, побочные дети в целом имели меньше шансов на престол (особенно в Высокое Средневековье и дальше), но иногда они его всё же добивались. Например, норвежский конунг Сверрир (XII в.), законное происхождение которого спорно (см. "Сагу о Сверрире"):
https://www.youtube.com/embed/OeHtn-rAKAs?wmode=opaque
Хотя самый знаменитый пример, конечно, это русский князь, которому планируют поставить здоровый памятник где-то в столице невидимым другом хранимого отечества:
https://www.youtube.com/embed/-xbGcnDn-k0?wmode=opaque
Поскольку я занимаюсь не-римской Европой, я буду говорить за этот регион.
Ключевыми обстоятельствами для понимания внебрачных связей средневековых (особенно раннесредневековых) правителей являются:
## 2. Принципы престолонаследия
Говоря о первом пункте, нельзя не вспомнить, как у германцев и славян проходило наследование в семье правителей. Если упростить, то в ней ключевыми являются два принципа:
https://www.youtube.com/embed/uLFRD5Tce88?wmode=opaque
Эти принципы отлично иллюстрируются династийной истории англо-саксонской Англии (поскольку я профессионально занимаюсь этой эпохой и регионом, примеры я дам из неё):
пропуская неурядицы в Англии рубежа тысячелетий, сразу бросаемся в XI в.: два сына датского и английского короля Кнута Могучего от разных матерей, Харальд Заячья Стопа и Хардакнут, находясь в очень плохих отношениях, последовательно правили Англией с 1035 по 1042 гг.; третий сын Кнута и полный брат Хардакнута, Свейн, был поставлен отцом в качестве регента в Норвегии, но был изгнан в ходе восстания в 1034 г.; дочь Кнута, Эстрид, выша замуж за ярла Ульфа и их сын, Свейн Эстридсен, правил в Дании с 1047 по 1074 г.;
после ранней смерти бездетного Хардакнута, королём Англии становится его единоутробный брат Эдуард Исповедник, представитель династии Альфреда; не имея детей, он делает своим наследником сначала своего племянника, Эдуарда Изгнанника, а после его смерти в 1057 г. – его сына, Эдгара Этелинга. В ходе политических пертурбаций 1066 г. (нормандского завоевания) он так и не получил корону и в дальнейшем не оставил детей, но его сестра Маргарет вышла замуж за шотландского короля Малькольма. Дочь последнего, принцесса Мод (Матильда), в 1100 г. вышла замуж за английского короля из нормандской династии Генриха I: тот тем самым пытался придать своей власти дополнительную легитимность. Их сын, Вильгельм Аделин, погиб в кораблекрушении в 1120 г., и на этом мужская династия Уэссекса угасла окончательно.
В этом кратком пересказе мы видим два сформулированных выше принципа: принцип старшинства (более заметный в династии Альфреда, где трон часто переходил от брата к брату при наличии малолетних племянников) и принцип "дележа" наследства поровну (более заметный в династии Кнута). При этом также отчётливо видно, что все правители стремятся сохранить власть в своём роду по мужской линии.
## 3. Институт брака во владетельных семьях
Что же касается второго пункта, то нужно честно признаться, что мы очень плохо знаем, как был устроен институт брака у нехристианских народов Европы I тысячелетия. Судя по всему, строгая моногамия была им в целом не слишком свойственна, однако мы не можем точно сказать, кроме общих соображений и сравнений с другими культурами, как именно определялся статус партнёра правителя. Вероятно, несвободные по умолчанию считались наложницами, а представительницы знатных родов – жёнами.
У благородных домов было в общем-то два варианта (исключая церковную карьеру), как поступать со своими женщинами:
Первый был хорошо описан Жаном Флори в его замечательной книге о рыцарстве:
Честолюбивые мечты, причем не только их, но и других воинов низкого происхождения, были не столь уж несбыточными. Древняя гипергамия, около тысячного года претерпев мутацию, отлилась в новую форму: сеньор, с одной стороны, прилагал все усилия, чтобы женить своих сыновей на представительницах более высоких семейств; с другой же — своих дочерей, законных, чаще незаконных, а также вдов близких родственников выдавал замуж за простых воинов в награду за их верность и доблесть. Такая щедрость ему самому стоила недорого (благородные девицы и дамы были бесприданницами или почти бесприданницами), зато была очень дорога для снискавшего ее: воин из простых и даже «подлых», породнившись с сеньором, «облагораживался» и допускался, пусть на самой скромной роли, в мир господ. Тогда, в XI веке, такие браки не считались мезальянсами; в том милитаризированном обществе господствовало убеждение, что военная служба сама по себе облагораживает, а брак с благородными лишь является торжественным подтверждением этого факта. Двери социального восхождения не были, конечно, распахнуты, но оставались приоткрытыми даже перед низшим разрядом воинов — из невольных домашних слуг, челяди.
(Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние Века. Москва, 2006. С. 74-75).
Дальнейшие примеры я также дам из истории англо-саксонской Англии.
Мать упомянутого короля Альфреда, Осбург, была дочерью дворецкого короля Этельвульфа. В данном случае Осбург повезло и она вступила в законный брак с государем, а могла бы остаться конкубиной.
У сына Альфреда, короля Эдуарда Старшего, было пятеро сыновей от трёх браков. Старший сын, упомянутый Этельстан, родился от первого брака примерно в 893-4 году. Если верить поздним источникам, его родная сестра была отдана замуж за викингского короля Дублина и Йорка, Сихтрика. Статус их матери неизвестен, но в 899 г. Эдуард женился вторично, на этот раз на дочери элдормена (наместника) графства Уилтшир. Дочерей от этого брака Эдуард удачно выдал за трёх государей на континенте: Карла Простоватого, Гуго Великого и Оттона I. От этого же брака у Эдуарда было двое сыновей, Этельверд и Эдвин. Наконец, в третий раз Эдуард женился в 919 г. на дочери другого элдормена, наместника Кента. От последнего брака двое сыновей – упомянутые Эдмунд и Эадред. Самое интересное началось после смерти Эдуарда в 924 г.: из трёх взрослых братьев королём был выбран младший Этельверд, а не старший Этельстан – видимо, права последнего считались меньшими, поскольку его мать вышла за Эдуарда до того, как тот стал королём. Однако Этельверд скончался через 17 дней. Этельстан добился признания у уэссексской знати и стал королём, но, видимо, при условии, что его дети не будут править, а престол перейдёт его единокровным братьям – Этельстан так и не женился. Его брат Эдвин утонул в 933 г., а старший из оставшихся (Эдмунд) наследовал Этельстану в 939 г., после чего его сменил на престоле брат Эадред, а его в свою очередь – сыновья Эдмунда (см. выше).
Ещё два примера, когда высшая аристократия старалась породниться с королевским домом – второй брак упомянутого короля Эдгара и первый брак упомянутого Кнута. Король Эдгар второй раз был женат на Эльфтрют: она был дочерью элдормена графства Девон, и первым браком сочеталась с Этельвальдом, сыном другого элдормена, Этельстана Полукороля. Согласно поздним источникам, Эдгар отправил Этельвальда узнать, правдива ли её красота. Этельвальд, убедившись в этом, женился на Эльфтрют сам, а королю солгал. Узнав об этом, Эдгар лично посетил Эльфтрют, которая специально предстала в самом красивом обличьи, и из ревности убил Этельвальда на охоте, после чего женился на ней. Неизвестно, насколько эта история правдива, но если так, то совершенно понятно стремление Эльфтрют выйти замуж за короля. Кнут Великий был также женат дважды. Первый раз его супругой в 1014 г. стала Эльфгива (в скандинавских источниках – Альвива), дочь элдормена Нортумбрии: когда в 1013-4 гг. отец Кнута, датский король Свейн Вилобородый, подчинил себе значительную территорию Англии, её семья, явно недовольная английским королём Этельредом Нерешительным, казнившим отца Эльфгивы и ослепившим её братьев, тут же выдала девушку замуж за Кнута. От этого союза было двое детей, упомянутые Свейн и Харальд Заячья Стопа.
Все эти примеры показывают, что у высшей аристократии, политического эстеблишмента, были очень веские причины стараться выдать своих дочерей замуж за государей: значительная часть правителей Средневековья были детьми от таких браков (замыкание династий внутри себя произойдёт уже позже). Однако здесь же видно, почему аристократы стремились свести своих дочерей с правителями хотя бы и вне церкви: очень многие короли женились более одного раза, очевидно, нужно было "застолбить" место заранее. И даже если венчаный брак не состоится, внебрачные дети имеют шансы получить корону, особенно если их братья и сёстры вдруг не смогут наследовать: все дети правителя имеют те или иные права на общее имущество.
Я надеюсь, пусть длинно, но я дал развёрнутый ответ, почему отцы могут желать отдать дочерей на ложе к королям.
Если вас интересуют браки Рюриковичей, то очень настоятельно рекомендую работы Ф.Б. Успенского. У него есть несколько публичных выступлений на эту тему в Сети, например:
https://www.youtube.com/embed/gMg86itKGQA?wmode=opaque
Удачи!
Дело в том, что семья этой самой фаворитки/наложницы тоже с этого имела свой профит. Будь то деньги или титул. Вспомним "Еще одна из рода Болейн". Если женщина родит сына, то тогда она точно не будет ни в чем нуждаться до конца своих дней. Генрих 8 так сына и не получил, но вот в гареме, к примеру, родившая сына наложница, априори по статусу становилась выше остальных наложниц.