Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что в СССР было хорошее образование? Как сильно образование того времени развивало человека как личность, а не как робота?

ОбразованиеИстория+2
Goga Рабочий
  · 46,3 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 24 янв 2018

Вспоминаю сюжет из собственной жизни. Молодой педагог, который вел у нас в институте занятия, рассказывал, как учился в советском вузе, где студентов обязывали читать труды Ленина и на их основе производить любое знание в любой дисциплине. Так вот, они писали два-четыре листа псевдонаучных рассуждений с цитатами из ленинианы в качестве преамбулы и вывода, а в середину клали стопку листов, с переписанными главами из запрещенных тогда "Бесов" Достоевского. Я надеюсь, вы знаете, что в советское время Достоевский считался нежелательным автором, а "Бесы" были запрещены и изъяты (как и многие другие произведения русских и нерусских классиков) из публичного доступа?

А также был фактически недоступен огромный объем западных научных публикаций, причем не только по идеологическим причинам (хотя и по ним тоже), а банально из-за отсутствия ресурсов. А также были недоступны и актуальные советские книги: типовых учебников хватало, но рекомендуемые преподавателями монографии и сборники часто оказывались в одном-двух экземплярах на поток. Изучать их можно было только в читальном зале по очереди. 

Большие библиотеки выписывали иностранную литературу, но она обычно оседала за разного рода барьерами-ограничителями типа "профессорский читальный зал" и т.д. Про фатальное для советского ученого сообщества незнание иностранных языков даже говорить не буду, об этом и так все знают. Узкая группа допущенных университетских или академических специалистов могла пользоваться современными источниками, но обязаны была их критиковать, перерабатывать в соответствии с требованиями марксизма-ленинизма, то есть буквально заниматься демагогией. Одним из следствий такого подхода можно назвать, например, уничтожение научных школ в области гуманитарных наук. А следствием следствия - преподавание в вузах и институтах устаревших, доктринально одобряемых, но жизненно бесполезных знаний.

Надо понимать, что бренда "советское образование" не существует. Образование в СССР было как и во всем мире изменяемой переменной, состоящей из разных, часто импортных компонентов. Базовая идея школьного образования (классно-урочная система, деление на четверти, предметы и уровни) была придумана Песталоцци и его последователями, среди которых были и русские народники-просветители. Вузовская система, включая ту самую любимую парадигму "сначала общие знания, потом специализация" придумали немцы еще в XVIII веке. Мы ее усвоили через группу геттингенских профессоров, приглашенных в начале XIX в Московский университет.

Тогда же была выработана идея преемственности: начальная школа должна давать знания, достаточные для поступления в гимназию или реальное училище; гимназия должна давать знания, достаточные для поступления в университет, реальное училище - для поступления в инженерно-технические вузы.

Что собственно советского было в этой системе? Ответ простой: социальная компонента. Отсутствие сословных дефиниций, мальчики учатся с девочками, всеобщность и бесплатность образования (кстати, при Сталине некоторое время образование, включая школьное было платным). Однако все это не советские придумки, например, всеобщность и бесплатность - это протестантская тема, освоенная еще в XVIII веке в Шотландии, а затем и в других странах. Советы унифицировали среднюю школу, слив в одно начальную школу, реальные училища и гимназии. Опять же не оригинальная идея.

Что касается личностного развития, о котором вы пишете, то это скорее декларация, так как развитие личности могло идти в очень узком русле партийных интересов. Если сказать грубее, личностями считались только индоктринированные, погруженные в коммунистическую идеологию и нагруженные соответствующими риторическими шаблонами товарищи. Развиваться помимо партийных интересов считалось либо хулиганством, либо вредительством и в зависимости от ситуации человека могли либо пожурить, либо отправить по уголовной статье в места не столь отдаленные.

Результаты советского образования можно наблюдать прямо сейчас - косное черно-белое мышление, неспособность воспринимать мир в его многогранности, отсутствие моральных ценностей, демагогия вместо риторики, нью-эйдж вместо метода, страх перед публичными дискуссиями, мизантропия по любому даже мелкому поводу, неспособность не то что принять, но даже услышать чужое мнение. И я понимаю, в современном открытом мире постсоветским людям неуютно, они чувствуют себя неуверенно и поэтому пытаются дискредитировать настоящее.

В защиту советской систему могу сказать, что многое зависело от конкретных педагогов и там, где замшелая идеология не приживалась, рождались интересные и перспективные явления. Были у нас очень неплохие и профессиональные учителя, которые соответствовали самым строгим мировым стандартам. Однако они появлялись скорее вопреки системе, нежели благодаря ей.

1 эксперт согласен
Я лично нисколько  не удивляюсь тому, что  литераторы и люди ушедшие в литературу  в реальности очень мало... Читать дальше
финансы, самоменеджмент, психология управления  · 25 авг 2021
Конечно в СССР было качественное, разностороннее, развивающее образование. Качество образования определяется уровнем знаний, которые остаются у человека на долгие годы. Люди получившие образование в советские времена обладают высоким уровнем, так называемых, остаточных знаний. Кроме этого была большая система развития человека вне школы - различные кружки в массе своей... Читать далее
Согласен с Игорем Григорьянцем, но хочу несколько развернуть ответ. Дело в том, что принцип образования в СССР был... Читать дальше
Я филолог-германист, специалист в области английского языка. Окончил ЛГУ в 1980 году...  · 28 апр 2022
Любое образование зависит от выбора его получателя. Можно собрать в один класс 30 учеников, дать им лучших преподавателей, но это не значит, что мы получим на выходе 30 ломоносовых. И наоборот: несмотря на все препятствия отдельные личности станут высокообразованными людьми. Пример: опять же Ломоносов. Он, крестьянский сын, учился среди детей дворян и духовенства... Читать далее
Первый
Учитель математики 36 лет. Преподаватель математики 5 лет  · 31 мая 2021
Процесс обучения был индивидуальным. Выходишь к доске и никто тебе не поможет. Тебя выспросят по всему материалу. Поэтому человек развивался, как личность, а не как часть стада, что наблюдается сегодня. Кроме того, давался оптимальный объем знаний. Не завышенный, как сейчас. И этот объем знаний необходимо было усвоить. Опять не как сейчас, когда ничего не зная, начинают... Читать далее
Пенсионер   · 20 апр 2020
Образование в СССР было вполне адекватным уровню развития советского общества, науки и техники. Его особенностью была некритичность выпускников к качеству полученных знаний, поскольку никакой конкуренции на рынке труда не было. Неплохо готовили инженеров, что не мешало СССР по уровню технологий отставать от западных стран примерно на полвека. Особенно плохо готовили... Читать далее
1 эксперт согласен
Ответ вводит в заблуждение и не соответствует действительности! Во первых скорочтение было известно ещё до... Читать дальше
Диванный философ, по совместительству инженер  · 7 июл 2021
Если кратко о качестве советского образования - оно было одним из лучших по соотношению качество/доступность. Оно конечно уступало элитным английским частным школам например. Но вот только образование в элитной школе доступно не всем мягко скажем. По поводу "личностей и роботов" - я считаю что вполне развивало. Хотя бы в силу того что все в основном строилось на... Читать далее
Первый
Я считаю, что советское образование было лучше. Во-первых, тем, что учителей не гнобили таким количеством ненужных бумаг и отчетов, что они переставали видеть в детях личностей как сейчас. Во-вторых, учебники были более понятными и логичными. В-третьих, не было такого ужасного количества самостоятельных, контрольных и проверочных работ. В четвёртых, у директоров школ... Читать далее
1 эксперт согласен
образование советское принимали только людоеды в Африке, сейчас весь мир принимает, разница есть наверно ? , к... Читать дальше
Музыка, кино, 90е, астрономия, история, политика  · 6 сент 2021
Да, конечно, разница есть. Я никогда не стану разговаривать с человеком матом, только с близкими и по теме,потому как мат - это,не побоюсь этого слова,гордость русского языка. Но молодёжи лучше его не применять вообще,потому как зачастую они не в состоянии понять где и когда его применять,а ошибка может дорого стоить. Формировали общий кодекс поведения, и он до сих... Читать далее
1 эксперт согласен
Еще надо учитывать то, что раньше и деревья были больше, и трава зеленее...В общем, времена не выбирают, в них... Читать дальше
Пенсионер. Образование высшее.   · 28 мая 2021
Я училась с 60 по 70-е годы. Считаю, что учителя были более профессиональные, чем сейчас, мало того, они были заинтересованы в своих показателях и были воспитателями, почти вторыми родителями. Мне было интересно на уроках, практически все усваивалось. Тем, кому плохо давались знания, занимались дополнительно, закреплялись сильные ученики. Учебники были значительно лучше... Читать далее
1 эксперт согласен

Ответ основан на собственном опыте, считаю достоверным

Сергей Федяев. Работаю на шахте, занимаюсь документацией. Интересуют вопросы религиоведен...  · 17 июн 2020
Именно советское образование дало много специалистов, давших стране и миру много достижений. Конечно, сейчас посыпятся вопросы: Имена, Факты и т.д. Видите сами. А то, что многие "заряжали" воду и т.д., можно считать экспирементом. Появилась новая информация - люди захотели проверить. Многие ли сейчас этим занимаются? Зато и "просвященные" люди, как у нас, так и на... Читать далее

Занимаетесь документацией? - "экспИрЕмент".