Я училась в частных школах в Москве с 6 класса по выпускной. Сначала это была просто платная школа, где маленькие (по 12 человек) классы, и английский язык с носителями, потом — школа в которой все предметы преподавались носителями по британской, а позднее международной программе среднего образования. В моем опыте были и положительные, и отрицательные факторы. Расскажу о тех, которые, на мой взгляд, являются релевантными для обсуждения частного образования, а не школьного образования в России в общем.
ПЛЮСЫ
1) Маленькие классы — это круто, потому что больше внимания ученику, меньше возможностей сачковать, более доступно становится все. Есть плюс и для родителей — когда ребенок, не просто один из сорока двоечников, можно получить отзыв, понять, что поменять в воспитании и поговорить с учителем о ребенке, как о растущей личности. Ну и вообще, если ребенок талантлив в чем-то или тянется к чему-то, в частной школе легче это заметят и больше вероятность, что станут стимулировать.
2) Из-за того, что школа платная, нивелируются дурацкие истории из российской системы образования с необходимостью делать все в школе за деньги родителей и дарить классному руководителю на день рождения микроволновку. Что, конечно, хорошая и годная инициатива, но часто становится ультимативной, по крайней мере, в опыте моем и друзей.
3) Обычно в частных школах больше вариантов всякого дополнительного развития, типа клубов и спектаклей. До сих пор с нежностью вспоминаю о рождественских спектаклях, которые ставили наши "англичане" под музыку The Doors и Simon & Garfunkel.
4) Возможность учиться английскому с носителями или по британской или другой международной системе — это тоже круто. В чем-то система уступает российской, но дает больше опций. Например, нам на уроках ИЗО рассказывали про кубизм, а на уроках обществознания про этическую проблему смертной казни и про необходимость толерантности к геям и лесбиянкам. Сейчас бы это, наверное, не прошло педсовет, но в начале 2000-х было важным и прекрасным.
5) В школе, где все было на английском, у нас учились дети посольских работников из всех стран мира, и возможность в таком раннем возрасте взаимодействовать с иностранцами и представителями других культур была очень важной и ценной.
МИНУСЫ
1) Классовый вопрос — проблема и в государственных школах, но когда вместе собирается куча богатеньких детишек, особенно, если их родители разбогатели не потому что очень умные и способные, а потому что был ельцинский/путинский капитализм, — он становится особо существенным. Я могу долго рассказывать истории о том, как над мальчиком смеялись потому, что у его родителей жигули, а не мерс; как другого мальчика считали ниже других, потому что у него папа работал в школе; как одна девочка с детства и по прежнему в 15 лет, когда мы вместе учились, давала пощечины домработнице.
2) Из-за того, что мои обе школы находились в спальных районах Москвы и являлись довольно инсулированными мирками, взаимодействие с остальным миром было сведено к минимуму. Из-за этого мировосприятие довольно сильно искажено, а это никогда не кажется мне позитивным фактором.
3) Из-за того, что очень маленькие коллективы, ставки во взаимоотношениях между учениками, и между учениками и учителями, становятся выше. Так, когда я перешла в другую школу, на меня смертельно обиделись преподаватели (я была отличница и довольно активна в общественных делах) и стали в буквальном смысле слова мстить. Но это долгая и очень странная история для другого случая.
4) Маленькие классы, маленькая школа, ограниченная социальная прослойка одноклассников — сложнее найти друзей и единомышленников. Если бы не интернет, я бы очень тосковала, потому что никто в школе не разделял моих интересов.
Расскажите, пожалуйста, историю из пункта три, а то ....интрига