Что понимается под экстернализацией в психологии?

Анонимный вопрос
  · 4,3 K
Психолог-консультант, нарративный терапевт, специалист по работе с утратой  · vk.com/therapy_now

Идеи экстернализации используются в нарративном подходе, где есть вера, что человек - не проблема, проблема - это проблема.

Экстернализация — это «полагание вовне». Нарративная практика верит, что проблема не в человеке. Человек — это человек, не механизм, который нужно починить. Отказываясь от идеи, что проблема внутри человека, НП смотрит на проблему как на что-то внешнее, в обществе, культуре, влиятельных идеях, не всегда полезных.

Использование экстернализации позволяет человеку отделить проблему от себя и взглянуть на неё, познакомиться с ней. Причём, если в классической школе психотерапии такое отделение тоже возможно, то далее предполагается, что человек должен снова поместить вовнутрь то, от чего дистанцировался. В нарративной практике такой идеи нет. Зато есть идея языка, который называют экстернализующим. Мы не говорим: «Я тревожная, злая, анорексичная». Но говорим: «Я под властью тревоги, злобы, анорексии». Проблему можно представить в виде сущности со своими намерениями, уловками, стратегиями и целями на жизнь человека. Тревога может представляться в виде какого-то мотора, который заводится и мешает человеку, его спокойствию и гармонии. У каждого будет уникальный и обладающий собственными свойствами образ. При экстернализации нарративной практике также помогают вопросы по тематике:

Длительность подразумевает следующие вопросы: «Давно ли эта проблема с тобой?», «Когда ты впервые встретился с ней?», «С течением времени становилось лучше или хуже?». Можно поговорить о возможном будущем в связи с проблемой: «Если вдруг анорексия продолжит подобное влияние на твою жизнь…». Можно нарисовать или просто представить «линию жизни» проблемы. Как бы она выглядела?

Широта подразумевает распространённость проблемы на области жизни: чувства, состояния, представления о себе, климат в семье, любовь, дружбу и пр. «Где проблемы больше, меньше?».

Глубина описывает интенсивность воздействия проблемы на жизнь человека: «Насколько сильно проблема влияет на тебя и твою жизнь?», «Это всегда так тяжело, или бывают моменты/ситуации, когда становится легче и проблемы нет, её становится меньше?», «Убедила ли тебя злоба в чем-то таком, что идет вразрез с твоим прежним представлением о себе, с твоими планами и мечтами?».

Парадоксально, но само по себе описание уже снижает влияние проблемы на жизнь. Бывает, проблема оказывается не совсем проблемой. Часто НП критикуют в отношении экстернализации, говоря, что отделение проблемы освобождает человека от ответственности, и тогда он не будет никак её решать. Майкл Уайт показывает, когда проблема не в нас, появляются силы и возможность как-то отнестись к ней, принять решение, повлиять на неё. Когда мы говорим об отношениях с проблемой, можно придумать метафору того, как поступить с ней. Часто звучит метафора боя и состязания, но обычно она добавляет стресса и напряжения. Можем сказать иначе:

  • «отобрать свою жизнь у проблемы»
  • «убежать от последствий проблемы»
  • «пересмотреть взаимоотношения с проблемой»
  • «обучить и воспитать проблему»
  • «поторговаться с проблемой»
  • «провести с ней переговоры»
  • «приручить»
  • «подорвать проблему»
image.png

А еще можно использовать экстернализацию хорошего: сил, любви, надежды или вдохновения.

14 апреля 2019  · 2,2 K
Комментировать ответ…
Ещё 1 ответ
Kalindi1,9K

Экстернализация в психологии - это процесс / склонность воспринимать внутренние процессы так, как если бы они протекали вне нас. Внутренний объект проецируется на некоторый объект во внешнем мире. Экстернализация имеет синоним - термин проекция. В экстернализации внешние факторы представляются как ответственные за наши трудности.

Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Как соотносится бытие с понятием объективной и субъективной реальности?

подопытный-писатель если нечего почитать http://litclubbs.ru/users/1234 не...

Если берем это определение:

БЫТИЕ́

филос. категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы.

То выходит так:

Человек стоит перед столбом.

Если человек думает, что тут стоит столб, - это объективное осознание бытия (столба)

Если человек думает, что столба нет, а это, к примеру, дерево или он считает, что там пусто, - это субъективная реальность относительно столба.

Но при этом, оба его мнения, являются субъективными, до тех пор пока не подойдет другой независимый человек и скажет, что тут стоит столб.

Если к ним пойдет третий независимый человек и скажет что это не столб, а новогодняя елка, по отношению к этим двоим он будет субъективен, а они будут объективны.

Т.е. сами по себе понятия объективно/субъективно являются относительными.

Для того чтобы в этом разобраться нужно ввести слово: "реальность"

У каждого человека есть своя собственная "реальность" (то что он считает по поводу предмета, иначе - субъективность)

И есть "общая реальность" - объективность.

Т.е. когда наш первый человек смотрит на столб, он всегда будет субъективен, его мнение о том что там стоит столб - субъективно. А когда к нему подойдет второй человек и подтвердит, столб станет объективностью, т.е. общей реальностью нескольких людей по поводу одного предмета.

день назад  · < 100
Прочитать ещё 1 ответ

Испытывали ли вы синдром дереализации-деперсонализации и как вы с ним боролись?

Интересы: психиатрия, психофармакология1 1

Испытывал. 

Что есть ДП-ДР? Это защитный механизм психики. В сущности, он присутствует у всех людей, даже у здоровых. "Включается" он при каких-либо сильно стрессовых ситуациях. Однако ненадолго и не так интенсивно, человек особо и не успевает на нём сфокусироваться. Хотя, к примеру, при смерти близкого люди говорят "всё как во сне, как не со мной".

Но есть и патологическое - когда дереал длительный. У меня, допустим, был круглые сутки день за днём. 

Патологический ДП-ДР, как правило, следствие тяжелой тревоги/депрессии, т.е. симптом психического расстройства. Но фишка в том, что он тоже есть псих. расстройство F48.1, т.е. коморбидным. В данном случае он является маркером тяжести - у многих есть депрессии и тревожные расстройства, но дереал сравнительно у немногих. На мой взгляд, тут необходимо вмешиваться медикаментозно, кроме психотерапии. Также существует ДП-ДР шизофренического генеза. А еще может быть как отдельный синдром (без примеси других расстройств).

Я ощущал примерно так, если вкратце: ощущение сна, но проснуться не можешь; люди - куклы, мир - декорации; свет приглушен, солнце будто стало тусклым; я смотрел на свои руки и удивлялся, что они могут быть моими; смотрел в зеркало и удивлялся, что это я; близкие люди все казались чужими, будто я вижу их первый раз; кто я, где я, почему всё устроено именно так? (собственно, такие философские мысли и без дереала были, но РАЗНИЦА ощущений экзистенциального кризиса в дереале и без - колоссальна). Состояние крайне невыносимое.

Как справился: антидепрессант группы СИОЗС + ламотриджин.

По логике, если дереал, как правило, следствие, то нужно убрать причину - тревогу или депру. Но на деле не все так просто. При применении СИОЗС в монотерапии шанс исчезновения дереала всего 30%. И то, в основном лишь облегчение. То есть в основном тревога или депра как будто бы уходили, но ДП-ДР оставался. И тут обнаружили антиДП-ДР свойства ламотриджина и получили 70% ремиссий вместе с СИОЗС. 

В России, в силу отсталости и низкой квалификации психиатров, никто, за исключением единиц (в МНИИ некоторые знают), не знает об эффективности ламотриджина в терапии ДП-ДР. Он, конечно, в моно не работает с этим, но с СИОЗС/СИОЗСН/анафранил даёт шикарные результаты. Упомянутый выше налоксон/налтрексон -так себе эффективность, выстреливает 1 раз из 10, тогда как СИОЗС + ламотриджин 7 из 10.  Что и было принято ЗОЛОТЫМ стандартом в США. Но не в России, разумеется.

Соответственно, я использовал эсциталопрам + 200мг ламотриджина - полная редукция ДП-ДР. 

P.S. Ну там по методу Нуллера можно использовать овердозы бензодиазепинов, например, феназепама, но способ сомнительный и не подходит для длительной дистанции - к бензо достаточно быстро развивается толерантность. Да и помогало редко. Короче, неэффективно. Теория с налоксоном и мю-рецепторами тоже так себе помогает на деле. СИОЗС/СИОЗСН/анафранил + ламотриджин от 200мг = золотой стандарт терапии ДП-ДР.

P.P.S. В хронь запускать не рекомендую.

3 июля 2016  · 26,0 K
Прочитать ещё 4 ответа

Многим кажется, что психология = психотерапия

Эксперт Яндекс.Q в области медицинской и криминальной психологии. TherapyNow - помогаю...  · vk.com/therapy_now

Но это не так. Психология не заканчивается на исследованиях эффективности психотерапии.

Иногда психологов можно обнаружить в совсем неочевидных местах.

Например, они изучают влияние музыки Моцарта на уровень интеллекта (и видят, что он увеличивается, но не все так просто).

Бен Амбридж рассказывает и показывает главные мифы психологии, а мы рекомендуем к просмотру его спич!

  · 4,3 K

Должен ли психолог пройти через те же проблемы, что и клиент, обратившийся к нему?

Клинический психолог, главный редактор эл. журнала «Эрос и Космос», переводчик книг Кена...  · eroskosmos.org

Это действительно интересный вопрос, и общий верный ответ на него — нет, не должен. Однако прохождение через те же или сходные проблемы может всё же помочь психологу лучше понимать клиента (а может и помешать, кстати говоря, об этом ниже).

Также важно учитывать, что психология — это огромная метадисциплина, в которой есть множество (суб)дисциплин: детская психология, семейная психология, организационная психология, криминальная психология, клиническая и медицинская психология, психодиагностика и т. д.

В отношении некоторых из психологических дисциплин всё просто: психологу-криминологу не нужно становиться преступником или проходить через опыт совершения преступлений, чтобы разбираться в психологии преступника; врачу-психотерапевту не нужно иметь психическое расстройство, чтобы помогать своим пациентам в психиатрической клинике. И так далее.

Однако многие психологи-консультанты и психологи-психотерапевты консультируют людей по самым разным вопросам и симптомам. (В России пока что, по советской традиции, официально психотерапевтами называют только врачей, однако в западных странах психотерапией занимаются преимущественно клинические психологи, прошедшие длительное образование; плюс то, что называется психокоррекцией, по сути представляет собой психологическую психотерапию. Также сейчас распространены частные школы психологического консультирования, и специалисты, в них обучающиеся, могут иметь хорошие психотерапевтические компетенции.)

В число симптомов и вопросов входят не только снижение уровня тревоги и преодоление негативных жизненных сценариев, но и улучшение качества жизни через обучение каким-то навыкам, а также помощь в осмыслении и объективизации жизненных событий, внесении корректив в поведение и жизненные установки. Очень значительное (если не подавляющее) количество запросов связано с проблемами в отношениях.

Так вот, все мы — люди, принадлежим биологическому виду Homo sapiens и современной человеческой цивилизации, а также определённому цивилизационному пласту в рамках человечества (в нашем случае это постсоветское пространство, говорящее на русском языке).

Так или иначе, хотя в опыте любого человека есть очень много индивидуального, а также гендерно-специфического (например, психология рожениц), в нём есть и много общего, универсального. Все мы учились в школе, проходили через какие-то трудности, пытались поддерживать отношения с другими людьми. И психолог не исключение.

Какие-то ситуации до боли знакомые, какие-то прожиты, в отношении каких-то сам психолог ищет решение — и поэтому может искренне учиться у своих клиентов.

Важно понимать, что в психологическом сеансе участвует не просто два (или больше) отдельных человека. Между ними формируется определённая взаимосвязь — то, что в интегральной психологии называется «мы»-пространством, или квадрантом межсубъективности.

В этом межсубъективном резонансе взаимодействие психолог — клиент становится особой формой отношений, позволяющих актуализировать, в том числе, и зону ближайшего развития клиента (ЗБР). Эта ЗБР открывается (и переоткрывается) в диалоге во время сессии, а также на протяжении длительной психотерапевтической работы.

Если психолог ориентирован на диалогичность и феноменологическую чуткость (как в гуманистических и экзистенциальных подходах), то он буквально учится у своих клиентов, каково быть ими, каково быть человеком другого гендера, каково жить в его или её мире.

При этом психолог занимает специальную терапевтическую позицию, всегда сознавая, что он здесь выступает в роли проводника или посредника, имеющего профессиональные навыки и компетенции, позволяющего проводить психокоррекцию (а также поддерживать терапевтические — целительные — отношения, которые служат условием роста личности и души клиента и самого терапевта).

Иногда психологу кажется (а может, и не кажется), что клиенты наступают на те же грабли, что и он сам, и это может сильно его задевать, и он может даже терять терапевтичную позицию (попадая, например, в классический сценарий, который известен как «треугольник Карпмана», где циклично отыгрываются роли Спасатель — Жертва — Преследователь).

Иными словами, прохождение через те же проблемы в действительности может иногда помешать психологу быть более объективным и по-настоящему помогающим (терапевтичным), а не «спасающим».

Однако в других ситуациях узнавание той же боли может способствовать подлинному, не впадающему в «спасательство» состраданию — целительному сердечному чувству сопереживающего милосердия, которое зачастую создаёт благоприятные условия для роста клиента и его самоисцеления.

26 июля  · 833
Прочитать ещё 4 ответа

Откуда берутся родители, которые всего боятся?

Психолог. Когнитивно-поведенческое направление. Интересные темы: тревога...

Добрый день.

Значительная часть страхов прививается в детстве. БОльшая часть родителей, считая, что любовь проявляется в огораживании ребенка от всех теоретических опасностей, программируют их на то, что мир - достаточно опасное место, где, если не наденешь шапку, то схлопочешь менингит, а продолжая кричать и плакать в магазине, незамедлительно будешь забран в отделение дядей милиционером. Подобного рода убеждения легко впитываются молодой психикой, воспринимаясь буквально и впоследствии трансформируясь в избыточную тревожность и нерешительность.

Модель взаимодействия подобного рода передается из поколения в поколение. Люди, воспитанные тревожными родителями, с огромной долей вероятности будут транслировать эти паттерны своим детям.

4 дня назад  · 5,4 K
Прочитать ещё 4 ответа