Как проходили похороны обычных ремесленников в древнем Риме?

Анонимный вопрос
  · 382
Есть вопросы? Это ко мне!

У римлян труп умершего хоронили в земле или сжигали на погребальном костре. Когда хронили бедный людей, их несли в простых ящиках из дерева. Ящики несли на носилках, за носилками шли родственники, наследники, вольноотпущенники и другие. Участники были одеты в траурные одеяния. Люди останавливались и кто-нибудь из родственников говорил надгробную речь. После "шествие" возобновлялось. Также известно, что место сожжения тела называлось - устрина. На место сожжения венки и цветы, а после поджигали дрова. Поднимался плач, а на огонь лили вино и благовония. После того, как костер догорал, тлеющие угли тушили, родственики начинали собирать кости умершего, окропляли их вином и молоком, дальше их сушили и ложили в ящик или урну умершего.

12 марта 2019  · < 100
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Народные трибуны в древнем Риме — это?

Твой веселый преподаватель по истории   · vk.com/ist_smith

Народный трибун – это коллегиальная должность в древнем Риме.

Ими могли стать только плебеи, выбирались также на плебейских собраниях.

Обладали правом вмешиваться в действия всех магистратов (кроме консулов и диктаторов), имели право вето на решения народного собрания, могли опротестовать решения Сената и арестовать любое лицо и подвергнуть его публичному допросу :)

10 апреля  · 7,6 K

Какой самый отвратительный народный обычай в истории человечества?

Социальный антрополог

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, мы с вами должны поговорить о том, что такое отвращение. Человек имеет шесть так называемых "базовых" эмоций: страх, радость, грусть, гнев, отвращение и удивление.

Базовые эмоции отличаются от прочих тем, что они наиболее близки к рефлексам. Они начинают проявляться еще в раннем младенческом возрасте в ответ на определенные типы раздражителей и сопровождаются специфическими физиологическими реакциями (например, страх связан с учащением сердцебиения, остановкой слюноотделения и т.д.).

Кроме того, к важным свойствам базовых эмоций можно также отнести то, что их физиологические проявления являются культурно-универсальными.

Во время общения с представителями иных культур мы не всегда можем однозначно идентифицировать проявления более сложных эмоций (таких как симпатия, презрение, любовь), однако у нас нет ни единого шанса спутать, например, радость или грусть с чем-либо другим. И древние вавилоняне, и эскимосы, и австралийские аборигены проявляют базовые эмоции, в целом, одинаково.

Различные наборы базовых эмоций есть не только у человека, но и у некоторых других высших животных, например у приматов, собак или дельфинов. В то же время, некоторые специалисты считают, что одна из них, а именно, эмоция отвращения, свойственна лишь людям.

Возможно, ее появление связано с редукцией у человека обоняния. Человеческое обоняние, как известно, является одним из самых слабых среди всех млекопитающих, а ведь именно благодаря обонянию млекопитающие, к примеру, оказываются способны определить потенциальную опасность пищи.

Первоначальная, биологическая функция отвращения также связана с избеганием контактов с потенциально заразным или вредным, поэтому мы можем предположить, что появление отвращения связано с необходимостью компенсировать недостаток обоняния.

Отвращение современного человека можно разделить на "первичное" и "вторичное". Первичное отвращение - это базисная психическая и физиологическая реакции на запахи разложения, фекалий, мочи и запахи, ассоциирующиеся с нездоровьем, а также на вид крови, внутренних органов, больного тела, снова фекалий, насекомых и т.д.

Вторичное отвращение, в отличие от первичного, имеет культурное происхождение и в разных обществах отличается. Здесь речь идет об общественной морали, которая всегда тесно связана с первичным, биологическим отвращением.

К примеру, известно, что почти во всех языках слова, маркирующие первичное отвращение, могут быть также применены к людям, группам, ситуациям или понятиям, которые подвергаются моральному неодобрению. Так, к примеру, отвратительным можно назвать как "негигиеничный" обычай, так и обычай, с точки зрения говорящего, аморальный.

На связь между первичным "физиологическим" и вторичным "моральным" отвращением указывают и исследования нейрофизиологов: за реакцию на аморальное и потенциально заразное отвечают одни и те же отделы мозга.

Однако если первичное отвращение, как и любая другая базовая эмоция, есть культурная универсалия (например, все люди без отклонений восприятия испытывают отвращение от запаха гнилого мяса), то вторичное отвращение, напротив, не только обусловлено культурой, но и является субъективной реакцией. К примеру, представителям одной культуры практика женитьбы и сексуальных отношений с собственной двоюродной сестрой может казаться отвратительной, а представителям другой не только нормальной, но и предпочтительной. Подобные расхождения в определении отвратительного возможны и в рамках одной культуры: одним могут казаться отвратительными гомосексуалы, другим - гомофобы.

Понятно, что это обстоятельство затрудняет нашу задачу по определению самого отвратительного обычая народов мира в истории человечества, поскольку даже наши с вами моральные и эстетические нормы (а значит, и представления о морально отвратительном), скорее всего, разные. Представления о морально отвратительном у носителей других культур также могут оказаться очень далекими от наших.

Однако все это не мешает нам попробовать. В данном случае мне видится разумным найти такой обычай, который одновременно вызывал бы и первичное, и вторичное отвращение у большинства людей, к какой культуре они бы ни принадлежали. Иными словами, нам нужен "негигиеничный" обычай, который представлял бы собой контакт с потенциально заразным, одновременно с тем нарушающий универсальные табу. Всечеловеческая культура выработала во всяком случае два универсальных табу, нарушение которых кажется аморальным (а значит и отвратительным) большинству людей, к какой бы культуре они ни принадлежали. Это инцест (сексуальные отношения между близкими кровными родственниками) и антропофагия (поедание людьми человеческой плоти).

Исходя из наших предпосылок, мы с вами, пожалуй, должны будем признать самым отвратительным обычаем всех времен и народов эндоканнибализм - ритуальное поедание плоти умерших родственников, которое в прошлом было распространено, к примеру, у некоторых племен Новой Гвинеи.

В норме, вид мертвого человеческого тела вызывает у людей естественные эмоции страха (избегания смерти) и отвращения (избегания заражения). По свидетельствам антропологов, аборигены Новой Гвинеи в момент совершения эндоканнибалического ритуала демонстрируют признаки биологического отвращения, однако, подавляют его.

Обычай поедания плоти умерших родственников, по всей видимости, связан с представлениями о перерождении - "похороненный" таким образом родственник должен будет родиться вновь. Однако даже не смотря на это, можно предположить, что такой обычай вряд ли вызовет терпимое отношение у представителя любой другой культуры.

Известно, что даже люди из новогвинейских племен, живущих по соседству с племенами, отправляющими эндоканнибалические ритуалы, считают эти обычаи отвратительными и говорят об отправляющих их людях со страхом и презрением. Попробуйте представить, что вы узнали что-то подобное о своем соседе!

Итак, эндоканнибализм, пожалуй, самый отвратительный обычай народов мира в известной нам истории человечества, поскольку он противоречит целому ряду как биологических (контакт с человеческим трупом, поедание представителя своего вида, нарушение целостности человеческого тела и т.д), так и относительно универсальных моральных запретов.

Прочитать ещё 12 ответов

Почему римляне разрушали Карфаген, провели борозду и посыпали солью?

Государство Карфаген было главнейшим политическим и экономическим соперником Рима. И та, и другая республика стремились подчинить себе окрестные территории и расширить сферы своего влияния,  в основном в районе Средиземного моря. Это привело к столкновению их интересов. Они долго боролись, например, за богатую Испанию. Началась эпоха войн.   В ходе Первой Пунической войны римляне победили, отобрали Сицилию. Затем знаменитый  Ганнибал, сын полководца и участника Первой Пунической войны  Гамилькара Барки в попытках взять реванш вторгся в Италию. Первое время он одерживал победы и даже почти захватил Рим, но почему-то не пошел на него прямо. Римляне смогли собрать новые войска и снова победить. В ходе Третьей Пунической войны римляне назначили полководцем Сципиона, которому удалось окончательно захватить Карфаген. 

По решению римского Сената, Карфаген уничтожили насовсем. Они сожгли город, борозду пропахали в знак того, что этот город больше не будет существовать, а солью все засыпали, чтобы там нельзя было ничего выращивать.

20 апреля 2019  · 3,8 K
Прочитать ещё 1 ответ

Как в античности (до Р.Х) относились к евреям? Что о них думали, например, древние греки, египтяне, римляне?

Лёха Мудрый ☮
Топ-автор
20,8K
ЖЖ: https://a-l-e-j-o.livejournal.com/ 𝕸𝖔𝖘𝖈𝖔𝖜  · zen.yandex.ru/id/5e514d4b4ae6635ac274813c

К ним не очень хорошо относились. Прежде всего из-за поведения самих евреев. Довольно-таки агрессивная религия, и соответствующая тактика её адептов. Почитайте в Библии, как поступали при царе Давиде с представителями близкородственных, в общем-то, семитских племён. Некоторые обычаи вызывали полное непонимание. Например, обрезание. В Древней Греции был культ тела (прежде всего, мужского), но были и свои заморочки. Открыть крайнюю плоть считалось совершенно неприличным; практиковалось завязывание её ниткой. А теперь представьте себе картину: еврейские юноши попробовали состязаться в спортивных играх (держава Селевкидов, если не путаю). Что-то как-то их засмеяли. (Из неканонических частей Библии).

*Ответ дополнен. Стоит обратить внимание, что в античности, после расширения европейской культуры на Восток, стало нормой почитать правителя, как божество. Евреи это категорически принять не желали, что вызывало также предсказуемое раздражение.

Далее. Против римской власти они поднимали свирепые восстания, которые подавить удавалось с большим трудом. Римлянам это немного не понравилось. 

В некоторых местах евреев особенно не любили. На Кипре любой еврей предавался смертной казни, если он каким-то образом туда попадал. Сейчас точно не смогу сказать источник, но помню такую информацию.

7 ноября 2019  · 3,9 K
Прочитать ещё 2 ответа

Где жили славяне (или их предки) во времена древнего Рима? Было ли у них какое-либо взаимодействие с римским государством?

Александр Иванов
Эксперт
2,0K
Любитель античной истории, фанат Ганнибала Гамилькаровича Баркида.  · tele.click/history_calendar

Как уже отмечали другие авторы, к моменту падения Рима, славянские племена ещё не существовали. Конечно, люди не появились из воздуха и не были слеплены богами из глины, просто они ещё не выделились из некоторого балто-славянского субстрата и не осознавали себя как обособленное племя.

Древние историки донесли до нас сведения о некоторых племенах, располагавшихся на территориях, позднее населённых славянами. Но у учёных нет полны оснований атрибутировать эти племена — венетов или антов — со славянами. Нет ни языковых данных, потому что древние историки не позаботились донести до нас их речь, ни достаточных археологических, чтобы вывести непрерывность материальной культуры этих племён с поздними славянскими.

Таким образом, Древний Рим никоим образом не взаимодействовал со славянами. Мы можем только сказать, что римляне, возможно, проникали по морю до Прибалтики.

Прочитать ещё 24 ответа