Как возникали полисы в Древней Греции?

Анонимный вопрос
  · 1,7 K
Александр Иванов
Эксперт
2,0K
Любитель античной истории, фанат Ганнибала Гамилькаровича Баркида.  · tele.click/history_calendar

Процесс образования полисов называется синойкизмом. Суть его - слияниее нескольких деревень в единый полис для укрепления обороноспособности. При этом старые родо-племенные общины - филы - превращались в территориально-административные единицы.

Также свою роль сыграли ещё два фактора - экономический и религиозный. Город всегда появляется там, где есть богатеющее и растущее население. А общий культ и общие святилища сплачивают народ.

22 марта 2019  · 1,1 K
Комментировать ответ…
Ещё 1 ответ
С огромным удовольствием узнаю новое сама, с еще большим - хочу делиться...
В 9-8м веке до н. э. Греция стала страной полисов. Процесс формирования полисов длился полтысячелетия. Полисы – форма организации общества, так называемые, отдельные города-государства. Возникновению полисов способствовал ряд причин. Полисы, как поселения, появлялись в долинах между гор и на отдельных островах. Постепенно, эти поселения... Читать далее
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему ни один из древнегреческих городов – полисов не объединил вокруг себя всю страну?

магистр истории

Начнем с того, что Древнюю Грецию никак нельзя назвать страной. Это регион, причем с весьма размытыми границами. Если учесть все греческие колонии, то перед потенциальным "объединителем" встала бы задача контроля государства, чьим географическим центром было бы Средиземное море, что, согласитесь, не очень удобно. Да и если мы даже отбросим колонии, оставим только материковую Грецию, перед Полисом-доминантом встала бы проблема контроля других городов, так как весь Греческий архипелаг - скалистая местность практически без дорог. Ответ могут дать и сами греки, тот же Платон пишет, что идеальное государство должно быть обозримым с Акрополя Полиса, иначе им невозможно будет управлять.

Но отойдем в сторону от идей и посмотрим на саму историю. Нельзя сказать, что некоторые полисы не пытались провести объединение, ради него Афины и Спарта затеяли Пелопоннесскую войну (не одну), правда итогом стало ослабление обоих полисов, что в конечном итоге привело к захвату Греции Македонией. Но и само это "объединение" нам покажется странным. Конечно, и Афины и Спарта захватывали мелкие полисы и подчиняли их, но не всегда. И многие города-государства сохраняли самостоятельность, хотя были намного слабее двух главных противоборствующих сторон. Дело в том, что ряд городов имели не политическое или экономическое значение, а религиозное-культурное-космологическое, как Дельфы. Их захват или подчинение был просто невозможен без оглядки на гнев богов. Поэтому в них соперники старались противостоять в строительстве храмов богам, воинам и т.д.

Сюда же следует отнести то, что можно было бы назвать древнегреческим менталитетом, а именно: противоречивая любовь к свободе (при наличии рабов); противоречивая любовь к миру (Олимпийские игры должны были усмирить пыл, но это не всегда работало); отсутствие самой идеи объединения. Не стоит слушать лекции, где вам расскажут про древнегреческий Пантеон - его не существовало, каждый город имел своих покровителей и даже свою мифологию. Была некая общая система иерархии богов, но, если бы мы поймали древнего грека, он врядли бы нам смог перечислить всех божеств своих соседей. В дополнение к этому пункту о менталитете могу посоветовать любопытную версию рассказа истории Древней Греции: http://asderru.com/tails/greek/. Не буду утверждать, что она научная и верная, но такой взгляд на Элладу поможет прояснить некоторые вопросы о ней.

У Эллады просто не было общего основания для объединения. Единственное, что возможно связывало всех древних герков воедино - это поэмы Гомера. Но эпос сложно назвать государственнообразовательным активом, а успешных, амбициозных и удачливых деятелей было слишком много, чтобы один из них всех превзошел всех остальных, как Александр Македонский.

Прочитать ещё 2 ответа

Не пойму, кто такие византийцы. Это греки или какой-то другой народ?

Лёха Мудрый ☮
Топ-автор
20,8K
ЖЖ: https://a-l-e-j-o.livejournal.com/ 𝕸𝖔𝖘𝖈𝖔𝖜  · zen.yandex.ru/id/5e514d4b4ae6635ac274813c

Римская империя в 395 году разделилась на две части: западную и восточную. Западная Римская империя прекратила своё существование в 476 году, Восточная aka Византия - в 1453. 

Как всякая империя, Византия держала в своём составе множество народностей. В период наивысшего могущества, когда удалось отвоевать у готов Италию, там были и коренные жители Апеннинского полуострова, и пришлые готы, и другие германцы, и греки, и другие жители того, что позже стало именоваться "Византией". Но это - только малая часть)

Восточная Римская империя стала "Византией" где-то ко второй половине нулевых годов первого тысячелетия н.э. Тогда латинский заменили на греческий, а ещё чуть позже, в 1054 году, были окончательно разделены течения христианской религии.

Как уже объяснил, империя включает в свой состав множество этносов. Однако, какой-то из них обычно занимает доминирующее положение, и проецирует свою культуру на остальных. В случае Византийской империи это были греки. Греческий становится государственным вместо латыни. Это было вполне естественно. Территории Восточной Римской империи как раз совпали приблизительно с "эллинистическим миром", оставшимся после Александра Македонского. Римское латинское влияние не сумело перебить греческое. При том, что сами народы, бывшие в подчинении, могли иметь к грекам самое отдалённое отношение. Эллинизированные (прежде чем подвергнуться тюркизации) народы Малой Азии, народности Ближнего Востока (прежде всего, сирийцы), включая арабов, народы Кавказа, в разные периоды - славяне. Конечно, доминирующими этносами были греки и армяне. Уроженцы Армении регулярно становились императорами, и занимали  высокопоставленные должности. Но армянский элемент в культуре никогда не превалировал над греческим.

Прочитать ещё 4 ответа

Правда ли, что православие - одна из причин "неуспеха" стран СНГ, Греции и других православных государств? Есть ли связь между религией, политикой и экономикой?

Книги, кино, печатная машинка.

Интересный вопрос. Действительно, преимущественно протестантские страны являются экономически развитыми государствами. Германия - родина Лютера, одного из "родителей" протестантизма, Швейцария, США и Канада, Скадинавский страны, Британия и Австралия. Все это, преимущественно протестантские страны. Одно из самых знаменитых на эту тему исследований провел Макс Вебер, написавший книгу "Протестантская этика и дух капитализма". Много чего интересного, советую почитать.

Однако, сейчас, как мне кажется тема религии в стране - десятое дело. Общечеловеческие качества, трудолюбие и новые технологии гораздо важнее храмов для экономики. Дания, Швеция, Норвегия - тому подтверждение, в них количество атеистов растет с каждым годом, но при этом это лучшие страны для жизни.

17 июля 2015  · 1,4 K
Прочитать ещё 29 ответов

Каковы характерные черты греческого полиса?

femt7,9K

Греческий полис являлся и собственником земли, и гарантом отношений между согражданами, которых следует рассматривать в качестве как совладельцев общественных земель, так и владельцев своих частных земельных наделов.

Повторится ли в будущем система греческих полисов?

Иван Миролюбов
Эксперт
6,7K
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  · vk.com/dies_civilis

Это модернизм чистой воды. Греческий полис есть не просто политическая организация, в нем соединены политические, экономические и социальные принципы жизни общества. Иными словами, если просто сделать город-государство, то оно не будет греческим полисом, так как иначе мы должны были бы признать таковыми средневековые вольные города или, скажем, современный Сингапур (Википедия определяет его как город-государство). Греческий полис есть гражданская община (ведь не зря сказано древними, что город это не стены, а люди) с особой формой собственности. О его сущности и точном определении ученые спорят до сих пор. Не лишним будет заметить и то обстоятельство, что греческая полисная система была возможна в условиях общества со своими ценностными ориентирами. Я не очень представляю, как к ним возможно вернуться, когда за две с лишним тысячи человеческая мысль развивалась и не стояла на месте.

Прочитать ещё 1 ответ