Какие перемены в положении сословий России произошли в 17 веке?

Анонимный вопрос
  · 38,5 K
Aequĭtas sequĭtur legem

В положении сословий России произошли в XVII в. перемены: сформировалось и уравнялось в правах с боярами – служилое сословие дворян, крестьяне были окончательно закрепощены. От этих перемен выиграли бояре и дворяне, проиграли – крестьяне и бедные посадские жители. Главные причины народных выступлений в XVII в. – усиление крепостного и экономического гнета. Последствия их были незначительными, кардинальных перемен в положении крестьян не произошло, но правительство на время все же ослабляло гнет.

12 июня 2018  · 16,6 K
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Как получилось так, что современный человек работает больше средневековых крестьян?

Йогин

Примерно, как в этой притче про фараона и рабов, когда крепостное право отменили, а заменили это ипотекой и кредитами, обилием принуждающих законов и множеством средств массовой информации зомбирующей мозги, навязывающие различные поведенческие импринты - получился раб 21 века;)

«Смотрите, – сказал фараон жрецам – внизу длинные шеренги закованных в цепи рабов несут по одному камню. Их охраняет множество солдат. Чем больше рабов, тем лучше для государства – так мы всегда считали. Но, чем больше рабов, тем более приходится опасаться их бунта. Мы усиливаем охрану. Мы вынуждены хорошо кормить своих рабов, иначе, они не смогут выполнять тяжёлую физическую работу. Но они – всё равно, ленивы и склонны к бунтарству...

– Смотрите, как медленно они двигаются, а обленившаяся стража не погоняет их плетьми и не бьёт, даже здоровых и сильных рабов. Но, они будут двигаться гораздо быстрее. Им не будет нужна стража. Стражники тоже превратятся в рабов. Свершить подобное можно так. Пусть сегодня, перед закатом, глашатаи разнесут указ фараона, в котором будет сказано: «С рассветом нового дня, всем рабам даруется полная свобода. За каждый камень, доставленный в город, свободный человек будет получать одну монету. Монеты можно обменять на еду, одежду, жилище, дворец в городе и сам город. Отныне вы – свободные люди». ... Утром следующего дня жрецы и фараон вновь поднялись на площадку искусственной горы. Картина, представшая их взорам, поражала воображение. Тысячи людей, бывших рабов, наперегонки тащили те же камни, что и раньше. Обливаясь потом, многие несли по два камня. Другие, у которых было по одному, бежали, поднимая пыль. Некоторые охранники тоже тащили камни. Люди, посчитавшие себя свободными – ведь с них сняли кандалы, стремились получить, как можно больше вожделенных монет, чтобы построить свою счастливую жизнь.

Кратий ещё несколько месяцев провёл на своей площадке, с удовлетворением наблюдая за происходящим внизу.

А изменения были колоссальными. Часть рабов объединилась в небольшие группы, соорудили тележки и, доверху нагрузив камнями, обливаясь потом, толкали эти тележки. – Они еще много приспособлений наизобретают, – с удовлетворением думал про себя Кратий, – вот уже и услуги внутренние появились: разносчики воды и пищи... Скоро выберут себе начальников, судей. Пусть выбирают: они, ведь, считают себя свободными, а суть – не изменилась, они, по-прежнему, таскают камни...»

Кого-то конечно может обидеть такой подход этого ответа, скорей всего это потому что он может задевать некоторые схожести и правда конечно всегда неприятна.  На самом деле все мы  чем-то заниматься в этой жизни и ничего плохого в труде нет, а раб - это просто форма мышления, но вот  если рассматривать семантически, то раб и работа это однокоренные слова. Но любимое дело жизни и работа - это все таки разные вещи. И потому, если человек работает ради денег - он раб, а если ради процесса, тогда он свободен (условно конечно). А много ли людей имеет свое любимое дело жизни?

Прочитать ещё 3 ответа

Какие реформы были проведены избранной Радой в XVI веке (назовите не менее трех реформ) ?

Твой веселый преподаватель по истории   · vk.com/ist_smith

РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ:

  • В 1549 году созывается первый Земский собор

Земский собор – это сословно-представительный орган, который решал важные вопросы.
На первом Земском соборе решались вопросы об ограничении власти кормленщиков и наместников и о создании нового свода законов.

  • В 1550 году произошло издание Судебника (был сохранен Юрьев день и был увеличен размер пожилого)
  • 1550 год – создание регулярного стрелекого войска
  • 1551 год – Стоглавый собор (унификация обрядов Русской Православной церкви)
  • 1556 год – отмена кормлений
  • 1556 год – «Уложение о службе» (определён порядок службы)

  • Губная реформа

Началась ещё Еленой Глинской в 1530-х годах. Закончилась в 1550-х годах.
Реформа местного управления. Создавались губные избы во главе с губными старостами.

24 мая  · 7,1 K
Прочитать ещё 1 ответ

Когда началось и кончилось Средневековье?

Популяризатор истории, писатель. Специализация — Позднее Средневековье и Ренессанс в...  · vk.com/grand_orient

На рамки Средних веков у меня взгляд несколько необычный, скажем так. Но прежде, чем пояснять его, нужно проговорить другую очень важную вещь.

vOcIfZC0Wbs.jpg

Эта важная вещь заключается вот в чём: спорить о периодизации нет ровно никакого смысла. История как наука занимается чем? Она работает с историческими фактами. Ни один факт никоим образом не изменится, если мы вдруг отнесём его не к Средним векам, а к Античности или Новому времени. Это деление на эпохи абсолютно условно и нужно только исследователям, чтобы было удобнее — для предмета же их исследований именованные эпохи не важны.

Из этой очевидной (да не всем...) вещи следуют два вывода. Во-первых, я не могу пропагандировать свою позицию — люди вполне вольны строить у себя в голове такую периодизацию, которая им удобна для работы или просто понимания прошлого. Во-вторых, как раз об этом: нет тут незыблемых норм. Вполне можно взять и создать какую-то авторскую периодизацию или просто взяться за малопопулярную, если в этом видишь некий смысл.

Важно только пояснять, о чём именно идёт речь, когда ты употребляешь термины.

Обычно Средневековье отсчитывают с падения Западной Римской империи в 476 году. Заканчивают же, как правило — где-то в районе начала XVI века. То с путешествием Колумба в 1492, то с началом Реформации в 1517...

Мне не нравятся обе даты. И сейчас я объясню, почему.

Дело в том, что периодизация должна всё-таки иметь некую единую логику. Почему мы выделяем какую-то эпоху? Потому что вот, глядите: есть некий набор характерных признаков, трендов, особенностей. Которые начинают иметь место вот тогда-то, а заканчивают тогда-то. Вот, это она — эпоха!

И традиционные рамки Средневековья тут работают как-то не очень.

ОК, начать с падения Рима вроде бы логично. Вот он, конец Античности! Но возникает вопрос — а какое событие в начале XVI века соответствует тому, что случилось в 476? Открытие Америки вообще непонятно, каким образом тянет на точку перелома эпохи — что это поменяло в моменте и даже в ближайшие десятилетия глобально? Реформация — уже куда более серьёзно, но всё-таки в момент публикации "95 тезисов" до её победы ещё 131 (сто тридцать один) год. И опять же, как-то серьёзно на всю Европу это начнёт влиять нескоро, ну как минимум к середине века.

А главное — сравнение тёплого с мягким. Как некоторые специалисты очень даже резонно замечают — мы с одной стороны ставим огромный, системный кризис государственности в Европе, её экономики, смену её этнокультурного состава... а с другой разборки между богословами, что ещё нескоро в нечто глобальное выльются. Да и то будут во многом поводом, а не причиной той же Тридцатилетки. Это уж не говоря о Колумбе.

Если так посмотреть, то даже идея считать Средневековье до падения Константинополя выглядит как-то более разумно. Хотя опять же — какое это имело значение для Англии, скажем...

qOa-Rm9USBM.jpg

Вот тут мы подходим к важному моменту. Глобальность. Ведь в чём беда того же "Долгого Средневековья" по Ле Гоффу? В том, что он весьма, скажем так, франкоцентричен (почитайте "В поддержку долгого Средневековья" хотя бы). И вообще нетрудно заметить, что сторонники этой теории обычно или французы, или обожающие тему ВФР "левые". Я лично ни к тем, ни к другим не отношусь, и при всём уважении к Ле Гоффу (великому историку, чьи работы я настоятельно советую всем) — именно на эту идею всегда смотрел... скептически.

Будучи медиевистом, я долгое время размышлял: как же найти некую общую для всего рассматриваемого региона (Европы — про Русь отдельно поговорим в другом посте ещё раз) тенденцию? Нечто такое, что вот явно бы ограничивало Средние века на всём континенте? Это же явно не феодализм, скажем, который в начале эпохи только формировался.

И пришёл к выводу, что такой признак есть. Это широкое влияние католической церкви на все или почти все сферы государственной и общественной жизни.

Вот сюда прекрасно ложится всё. Даже отринув католицизм, как Генрих VIII, или начав некую борьбу против него, как чехи, или если ты вовсе тот же Сиджизмондо Малатеста — кто угодно всё равно оставался в сфере влияния данной организации и вынужден был как-то с ней считаться (хотя бы с её угрозой). Это работало и для простого крестьянина, и для короля. Именно католическая церковь — то, что в Средние века касалось каждого европейца. Без исключений.

И чем хорош такой вариант — тут мы как раз не сравниваем "тёплое с мягким", поскольку начало и конец подобного глобального влияния церкви как раз очень легко обозначить. Начало — это вторая коронация Пипина Короткого в 754 году (когда Папа Римский диктует жителями сильнейшего государства Европы, кто должен ими править, а несогласным — анафема!). Конец — конечно же, 1648 год. Тут понятно: рождается новая (по сути первая) система международных отношений, церковь теряет своё былое влияние навсегда.

Вот так я Средневековье и определяю. А от 476 до 754 — некий переходный период. Поздняя Античность, если хотите. Или условные "тёмные века", как в моём паблике повелось из-за тега — хотя такой вариант хуже. В наше время он уже не научен.

1.jpg
  · 14,8 K

Какие категории "зависимых" крестьян были в Древней Руси?

qntan1,4K
Знаток истории

Смерды - крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.

Рядовичи - крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.

Закупы - должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.

Холопы(другое название - челядь) - люди, попавшие в полную зависимость от феодала.

Изгои - это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.

13 ноября 2018  · 18,8 K
Прочитать ещё 2 ответа

Чем крестьяне, дворяне, да и просто люди подтирались в средневековой России?

Писатель, автор романов "Почтовый ящик", "Обналичка и другие операции"

У Франсуа Рабле есть исследование, что лучше применять. Помнится, он рекомендовал маленького гусенка для этой цели. Правда, он писал о Франции, а не о России. Но проблема всемирная, а время то самое, Средневековье.

6 октября 2015  · 1,8 K