Какой должна быть компьютерная игра, чтобы ее признали произведением искусства?

Андрей Глинка
  · 7,3 K
Геймдизайнер , в индустрии более 8 лет. Веду свой блог "Геймдизайн для сочувствующих" в...  · vk.com/mistle_gamer

На вопрос о принадлежности компьютерных игр к искусству невозможно ответить пока мы не сделаем отступление и хотя бы кратко не разберемся в том, что такое искусство, каковы его цели, существуют ли критерии оценки искусства и что можно по праву называть произведением искусства.

Энциклопедия Британника дает следующее определение термину искусство:

"Искусство - это использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими."

Из этого определения можно заключить, что основным критерием искусства является способность вызвать отклик у других людей.

Л.Н. Толстой в 1897 году написал на эту тему эссе под названием "Что есть искусство?", где он рассматривает самые различные аспекты этого термина, а также искусство с точки зрения его социального положения. Толстой отказывается от привычных критериев, основывающихся на "красоте", или правдивости произведения. Во главу угла он ставит эмоциональный отклик и способность "заразить" зрителя эмоцией или идеей произведения искусства. При этом Толстой признает, что искусством можно назвать не только картины, скульптуру, или литературу. Он считает, что понятие искусства охватывает любую человеческую деятельность, способную вызвать в зрителе или слушателе сильный эмоциональный отклик. В своем эссе Толстой цитирует слова французского писателя Гюйо, который рассказывал о том, как выпитый им в горах стакан молока принес ему эстетическое наслаждение. Также он приводит следующий пример, иллюстрирующий его мысль:

"Так, самый простой случай: мальчик, испытавший, положим, страх от встречи с волком, рассказывает эту встречу и, для того чтобы вызвать в других испытанное им чувство, изображает себя, свое состояние перед этой встречей, обстановку, лес, свою беззаботность и потом вид волка, его движения, расстояние между ним и волком и т. п. Все это, если мальчик вновь при рассказе переживает испытанное им чувство, заражает слушателей и заставляет их пережить все, что и пережил рассказчик,— есть искусство. Если мальчик и не видал волка, но часто боялся его и, желая вызвать чувство испытанного им страха в других, придумал встречу с волком и рассказывал ее так, что вызвал своим рассказом то же чувство в слушателях, какое он испытывал, представляя себе волка,— то это тоже искусство.

Точно так же будет искусство то, когда человек, испытав в действительности или в воображении ужас страдания или прелесть наслаждения, изобразил на полотне или мраморе эти чувства так, что другие заразились ими. И точно так же будет искусство, если человек испытал или вообразил себе чувство веселья, радости, грусти, отчаяния, бодрости, уныния и переходы этих чувств одного в другое и изобразил звуками эти чувства так, что слушатели заражаются ими и переживают их так же, как он переживал их. "

Именно поэтому многие (я, в том числе) отвергают идею искусства, как инструмента "приобщения человечества к прекрасному". Искусство может быть не только прекрасным, оно может быть и уродливым, потому что искусство может отражать совершенно любой аспект того, что окружает нас; любую идею или эмоцию, которую хочет передать художник.

На мой взгляд, одна из главных функций искусства - это создание и передача опыта от творца к зрителю. Опыта, который в дальнейшем должен расширить кругозор, эмоциональное восприятие, добавить зрителю новых делений в спектре восприятия окружающего мира. Возьмем картину "Последний день Помпеи".

http://www.uer.varvar.ru/arhiv/gallery/akademizm/bryullov/images/bryullov2.jpg

Благодаря тому, что Брюллов совершенно блестяще справился с Толстовским "заражением" зрителя чувствами, тот человек, который никогда вживую не видел извержения вулкана и не был на месте жертвы подобной катастрофы, ощущает невероятный эффект присутствия и достаточно четко осознает эмоции, которые испытывают люди на картине. Можно долго стоять перед ней, разглядывать каждого отдельного участника картины, пытаться сформировать его образ, историю жизни, черты характера, мотивацию, основываясь только на эмоции, позе, действии.

https://img10.lostpic.net/2016/07/18/6211c511c485fd7566540cbe5a2916f8.jpg

"Последний день Помпеи" вызывает резонанс и дарит зрителю ценнейший опыт, который потом оказывает некоторое влияние на его мироощущение. Сомнительно, конечно, что после того, как он увидел эту картину, вся жизнь перевернется с ног на голову, но то, что при выходе из музея он возможно задумается о ценности каждого дня и крепче обычного обнимет своих детей - вполне вероятно.

Для искусства также важна его актуальность для зрителя. Наверняка по уровню эмоционального отклика наскальная живопись наших предков, или фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер, вполне соответствуют статусу произведений искусства несмотря на то, что современного человека они не трогают из-за отсутствия в ней современной проблематики и конфликта.

Энциклопедия по культурологии под редакцией С. Я. Левит дает следующее определение термину произведение искусства:

"Произведение искусства - продукт художественного творчества, результат обработки того или иного материала (речь, камень, полотно, краски и т.п.) с целью создания такого предмета, который является носителем смысла, одновременно личного и сверхличного, индивидуального и предметного, ответного по отношению к предшествующим предметам того же рода и вместе с тем актуального для созерцателя-адресата в настоящем и будущем; имеющего отношение к жизненной практике и к отвлеченной идеологии, но не сводимого ни к тому, ни к другому, а самоценного (т.е. эстетически, а не практически или идеологически значимого)."

Компьютерные игры наряду с кино и литературой в наши дни являются одним из самых востребованных видов искусства. Если обратиться ко всему написанному выше, то очевидно, что компьютерные игры отвечают всем вышеуказанным критериям для определения искусства:

  • компьютерная игра вызывает эмоциональный отклик в человеке "заражая" его эмоцией, знакомит с каким-то новым для человека чувством;
  • компьютерная игра дарит опыт, расширяющий кругозор, эмоциональный спектр игрока;
  • компьютерная игра абсолютно точно является продуктом художественного творчества и обработки материала (графика, код, речь и др.);
  • компьютерная игра является носителем художественного смысла.

Компьютерные игры относятся к зрелищному динамическому виду искусства. В отличие от кино, литературы, фотографии, театра, или любой другой сферы, где зритель является всего лишь наблюдателем, у игр есть одно огромное преимущество, заключающееся в невероятной степени вовлеченности зрителя в процесс поглощения искусства. Это позволяет даже в большей степени передать человеку какой-либо опыт и вызвать в нем многократно больший эмоциональный отклик, чем посредством других видов искусства.

Представьте себе, что Карл Брюллов решил создать игру "Последний день Помпеи". В ней вы были бы жителем города, у которого есть свой дом, своя семья, планы на будущее и повседневные хлопоты. Вы выполняете игровые задачи, общаетесь с соседями, ходите на рынок, играете со своими детьми, готовитесь к тому, чтобы вместе с семьей сесть обедать. И внезапно, начинается извержение Везувия. Вы стараетесь собрать свои вещи, взять семью и спастись. Вы успокаиваете жену, хотя сами не понимаете, что нужно делать и паникуете. Вот игровой процесс, который позволил бы человеку прочувствовать то, что изображено на картине в стократном размере, потому что в случае игры, зритель перестает быть наблюдателем и становится участником событий.

Разве в таком сравнении картина Брюллова является произведением искусства, а игра - нет?

Не каждая игра является произведением искусства, тем не менее, игр - произведений искусства великое множество.

8 октября 2019  · 1,9 K

Абсолютно аргументированное и точное мнение. Было бы больше таких игр, увы и ах.

Комментировать ответ…
Ещё 9 ответов
Заходим и слушаем: https://soundcloud.com/soulbringer-1

Компьютерная игра может сочетать в себе множество видов искусства. Может быть крайне кинематографична, может быть с хорошим сюжетом как литературное произведение, в игре может быть великолепное музыкальное сопровождение и т.д. Нужное подчеркнуть или всё сразу.

Комментировать ответ…
Занимаюсь музыкальными инструментами и оборудованием с 1996 года, придумал первый магазин...  · pop-music.ru
Как минимум данная игра должна иметь культурную ценность, как максимум отображать контекст и исторический этап общества. Это может быть осуществимо как прямолинейными и возможно даже примитивными средствам (яркий пример «Super Mario» от Nintendo, никто не станет оспаривать его значимость в массовой культуре) Так и достаточно сложной системой из картин... Читать далее
16 сентября  · < 100
Комментировать ответ…
В вашем вопросе на самом деле два. И ответов тоже надо два. 1. Любая игра является произведением искусства. Плохим или хорошим - вопрос другой, но, поскольку игры являются видом искусства, любая игра есть произведение. А плохие игры - ну так фильмы, книги, картины, скульптуры, спектакли тоже не все хороши, мягко говоря. 2. Если же говорить о... Читать далее
12 августа  · < 100
Комментировать ответ…
Знаю всё о том, что у тебя в голове

Данный вопрос слишком сложный - у каждого свой вкус. Однако, главное - хорошая графика и отличный сюжет. Большинство лучших игр выделяются идеальными чертами лиц персонажей и пейзажами

1 июня  · 199
Комментировать ответ…

Это - технический вопрос, на самом деле. О социуме - а не об играх и искусстве.

Игра - просто должна произвести соответствующее впечатление на влиятельную гумманитарную профессуру. Всё. Не более - но и не менее.

Комментировать ответ…
Путешествую, учусь каждый день, готовлю, интересуюсь, общаюсь с детьми и...
Действительно, я читала, что не так давно в Музее современного искусства в Нью-Йорке несколько компьютерных игр были признаны произведениями искусства. Ну и вообще спор на эту тему ведется постоянно. С моей точки зрения помимо очевидного качества самой игры на звание произведения искусства могут претендовать игры с двумя особенными составляющими... Читать далее
Комментировать ответ…
Хороших игр мало, потом что они все однообразные и имеют ряд минусов. Что бы игра стала шедевром в мире игр в ней должно(ы) быть: - Интересно-оригинальный сюжет - Главные и второстепенные персонажи - Отсутствие назойливого доната или вовсе его отсутствие - Удобное управление - Порт на консоли - Совместимость с популярными операционными системами -... Читать далее
Комментировать ответ…
Научный сотрудник Института психологии РАН, сотрудник Московского центра исследований...  · vk.com/igrologia_vk
Ответ вы можете найти в статье культуролога Леонида Мойжеса "Являются ли видеоигры искусством?". Если кратко, то проблема не в том, что ещё не появились видеоигры, достойные статуса искусства. Проблема в том, что сама игровая индустрия настойчиво поддерживает репутацию, что видеоигры — нечто несерьезное, бездумное развлечение. Индустрии это нужно... Читать далее
9 мая 2019  · 249
Слишком общее понятие "индустрия". Отдельные конторы вполне себе серьезно относятся как к самим своим произведениям... Читать дальше
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Стоит ли жалеть, что с семи лет я сидел за экраном монитора и по сей день играю в компьютерные игры в свои 20 лет?

Телекоммуникации, блоги, интернет - вот это вот всё

Мне тридцать два - и я всё так же играю в компьютерные игры, как и десять или пятнадцать лет назад. И что с того? Почему я должен зачем-то жалеть - кого и что, вообще? Кто-то собирает гербарии, кому-то интересна ловля покемонов, где-то собираются любители хорошо выпить и вкусно поесть, а я - как и многие другие, к слову, - играю в компьютерные игры. Стал ли я от этого хуже (или лучше)? Не думаю, да и жалости как-то не почувствовал. Да и с чего бы ей взяться, если каждый развлекается, как хочет?

Прочитать ещё 33 ответа

Какая ваша самая любимая компьютерная игра? Почему именно она?

Андрей Глинка
Топ-автор
10,2K
SMM-щик на передержке. Слежу за тем, чтобы экспертам было уютно находиться на...

Была (и есть) такая игра на PlayStation 1, называется Vanguard Bandits. О ней явно слышало не очень большое количество людей, но это даже, можно сказать, некий её плюс. Чувствуешь, что входишь в какой-то особый узкий круг "посвящённых". Я не мастер игр, с трудом ориентируюсь в жанрах, но эта напоминает что-то среднее между RPG и ролевой игрой. Разобраться в ней можно за считанные минуты. Но чем она захватывает, спросите вы?

Знаете, есть такие особые игры, в которых может отсутствовать современнейшая графика, управление может быть далеким от идеального, но у этих игр есть своя особая атмосфера. То есть ты понимаешь, что это игра, но ты становишься частью этой игры. Даже выключая приставку, ты все ещё "внутри" игры. Она захватывает тебя настолько, что ты невольно начинаешь додумывать истории персонажей, размышлять о том, какой сюжетный ход в определённой ситуации был бы самым разумным и т.д. В чем секрет этих игр... Я не знаю. Попытки вывести какую-то формулу идеальной игры у меня всегда были обречены на провал. Есть в моей копилке игры, где атмосферу создавала потрясающая музыка (это об уже упомянутой Silent Hill), невероятный сюжет (Fahrenheit) или круто продуманная система персонажей с их собственными историями (TES: Oblivion). Но самой-самой любимой остаётся все-таки Vanguard Bandits. Кто знает, может, это все просто приправлено ностальгией по былым временам... Но за те 10 лет, что я знаком с ней, ещё ни одна игра не смогла даже приблизиться к ней по тому уровню "привязанности", которую я бы мог испытывать. Да и игры сейчас хорошие делают ой как не часто (Но это лишь моё мнение, с которым многие из вас вполне могут не согласиться.)

11 мая 2016  · 864
Прочитать ещё 114 ответов

Законно ли с точки зрения авторского права делать фигурки персонажей по играм/аниме/фильмам на заказ?

Константин Кошкин
Топ-автор
13,5K
Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек...

Если бы у вас был свой завод и вы бы изготавливали эти фигурки в промышленных количествах для продажи в торговых сетях, то вам бы обязательно пришлось получать разрешения от автора. Или покупать это разрешение. Всем известна история, что продажа атрибутики и статуэток героев Звёздных Войн принесла в разы больше денег чем прокат фильма. Так что в этом вопросе всё весьма серьёзно и владельцы прав очень внимательно всё отслеживают. Слишком велика коммерческая ценность всевозможных трансформеров, черепашек-нидзя и суперменов. Но если вы делаете эти фигурки под заказ, в индивидуальном порядке и в единичном экземпляре, то для владельцев прав вы никакой опасности не представляете и они спокойно, даже если вас поймают, закроют на это глаза.

Прочитать ещё 2 ответа

Какие жанры компьютерных игр постепенно умирают?

Насаждаю добро, причиняю справедливость. Философ, психолог, начинающий художник...

Однозначно, квесты пойнт-энд-клик, вроде Сиберии, Депонии, Ускользающего мира. Особенно рисованные. Вспомнить хотя бы то же Бесконечное путешествие. Интересная история о девушке-провинциалке, открывшая в себе дар путешествовать между мирами и спасшая мир. И его продолжение Дримфол, унылое, скучное и с раздражающим управлением.

29 марта 2017  · 3,9 K
Прочитать ещё 2 ответа

Человек, который изобрел видеоигры!!!

Взаимная подписка, делаю сайты https://saitim.ru/

Немногие геймеры знают, что человек, который изобрел видеоигры в привычном нам понимании, также участвовал в создании одной из самых разрушительных технологий в мире.

Уильям Хигинботем (род. 25 октября 1910 года) был выдающимся физиком. Он состоял в команде, которая создала первую ядерную бомбу.

William-Higinbotham.jpg

Tennis for Two: первая в мире видеоигра

В октябре 1958 года мир увидел первую настоящую видеоигру. Это произошло в день открытых дверей, который проводился в Букхейвенской национальной лаборатории.

К удивлению посетителей и самого Уильяма Хигинботема, первая в мире видеоигра стала хитом мероприятия.

Люди выстраивались в очередь, чтобы сыграть в Tennis for Two.

Игроки могли сыграть в теннис с осциллографом на аналоговом компьютере, поворачивая две ручки и нажимая на кнопку. Фактически это было прототипом популярной игры Pong, которая появилась через 14 лет.

00234.NEIdNtR.jpg

На создание игры ушло всего пару часов, и она стала невероятно успешной. Хигинботем был очень доволен, ведь именно этого он и хотел добиться: оживить довольно скучное в остальном мероприятие.

Многие спрашивают: зачем изобрели первую видеоигру? На этот вопрос есть много ответов, но одной из самых главных причин было желание порадовать и развлечь людей.

Хигинботем изобрел видеоигры, чтобы показать, что наука предназначена не только для войны и разрушения. Да, он приложил руку к изобретению ядерной бомбы, которая принесла с собой гибель, горе и руины, но в то же время он стал родоначальником видеоигр – одного из самых популярных в мире развлечений.

  · 11,3 K