Почему Византийская империя не популярна в массовой культуре?

Анонимный вопрос
  · 1,6 K
Автор проекта "Византийский хронист" https://vk.com/byzantine_chronicler  · vk.com/byzantine_chronicler

Я не буду говорить за весь мир, но скажу о нас. Проблема положения история Византии в России - это широчайшая пропасть между научным и "популярном" сегментами. Русская школа византинистики всегда была весьма сильной по мировым меркам, но всё-таки это весьма специализированная атмосфера. А как только мы спускаемся из мира учёных в мир обывателей, то обнаруживаем весьма печальное состояние коммуникации между этими двумя мирами, начиная с весьма посредственного (или вообще отсутствующего) преподавания византийской истории в школах.

Отчасти потому мы имеем зачастую либо людей, которые об Империи не слышали вовсе, либо принимают одну из двух искренне раздражающих меня крайностей: "Гниющая деспотия"/"Идеальное православное царство".

Рим не почил в бозе, а Византия уже Стамбул.

Комментировать ответ…
Ещё 1 ответ
Человек я творческий, вижу красоту
Плохо, когда вера становится государственной религией и активное участие в нём сулит власть над людьми и материальные блага. Как составлялся Новый Завет: куда вошли и произведения, вовсе не похожие на христианские: послание Иуды и Апокалипсис, а также были включены те отрывки посланий Павла, а вовсе не Учения Иисуса Христа. А, например, одно из... Читать далее
21 ноября  · < 100
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Когда правые поймут, что «культурного марксизма» не существует, а все идеи и теории заговора о «разрушении европейской цивилизации» являются их же выдумкой?

Студент-биохимик в Seneca college. Пишу прозу.

Как показывает практика,выдумкой это не является — взять ту же Швецию, где на полном серьезе была дискуссия смены флага, так как крест может угнетать мусульманское меньшинство, и где в департамент культуры был назначен араб-эмигрант, не знающий ничего о шведской культуре по его словам. Так же это кроется в абсолютно отбитой терпимости западной Европы к нацменам и переписывание истории — вспомните, как нападали на игру про средние века, где нет негров нпс и нельзя играть за женщину. Так же следует держать в уме тот факт, что ещё в 20х годах Саша Колонтай написала книгу, где открыто назвала «традиционную семью и христианство» врагами революции и препятствием к продвижению красной чумы в Европу. Нынешние феминистки и sjw следуют строго заветам Колонтай в разрушении традиций. И виноваты в этом не какие-то рептилойды и иные сказки, а люди, выбравшие государство благосостояния и инфантилизм.

Прочитать ещё 10 ответов

Повторяет ли Россия судьбу Византийской империи, во времена ее упадка как в экономическом, так и в политическом плане?

Энциклопедист

Если не изменит текущий политический курс, направленный на тупое обогащение политических кланов под лозунгами защиты интересов граждан - безусловно, это вопрос времени. Мне в пример могут привести другие страны, где действуют аналогичные политические группировки и имеется довольно высокий уровень жизни, но ни в одной действительно процветающей стране настолько эксплуататорского, авторитарного и репрессивного правления политических кланов и группировок вы не найдете.

Прочитать ещё 1 ответ

Возможно ли, что Иисус стал жертвой репрессий императора Тиберия против иудейских сепаратистов?

История, философия, беседы за жизнь

Во-первых: самый большой вопрос - был ли вообще Иисус?!

Впервые упоминания о христианах появляются только в конце первого начале второго веков. И самое надежное - записи Плиния Младшего. До недавнего времени считались надежными также слова Тацита. Но после того, как выяснилось, что именно те записи, об упоминание христиан, находились в сборнике, который продал известный итальянский мошенник XIV любителям античности - их надежность остается под вопросом. Свидетельства Флавия не выдерживают никакой критики, по крайне первое - основное из них.

По замечанию Цельса, христиане практически в течении второго века постоянно переписывали свои святые тексты и, хотя сам Цельс не ставил под вопрос существование Христа, но образ пророка, также как и его деяния корректировались вплоть до третьего века.

Во-вторых: Иудея в начале первого века была далекой и глухой провинцией. Даже Помпей её захватил... походя. Поэтому не думаю, что Тиберий даже знал о её существовании. Хотя, известно, что Пилата отозвали для подробных отчетов по использованию реквизированных им средств Храма. Но это был чисто финансовый интерес.

Восстание иудеев в 66 году имело больше религиозных причин, чем сепаратистких или политических. Практически все конфликты возникали на пренебрежительном отношении римлян к верованиям евреев. Причем винегрет этих самых иудейских верований был ещё тот, что различного рода группировки прекратили взаимную резню, когда собственно римляне подошли к стенам Иерусалима!

И вот одна интересная деталь: Флавий выделяет три вида верующих в иудаизме: саддукеи, фарисеи и ессеи. Однако в Евангелиях упоминаются только фарисеи. Ессеи вели уединенный образ жизни, но приняли участие в мятеже, после которого они были уничтожены. Уже к концу первого века нигде не встречаются упоминания об ессеях. Саддукеи составляли чаще всего элиту иудейского общества, которая была также большей частью казнена (за исключением Иосифа Флавия, которые по ныне считают "предателем" еврейского народа:)). Таким образом, фарисеи остались единственными представителями иудаизма, коими они и показаны в Евангелиях. А значит, Евангелия составлялись или писались после мятежа, что... впрочем не отрицает даже религиозная традиция, считая датой их написания восьмидесятые девяностые года первого века.

Ну и в третьих... иудеи, могли поднять восстание по религиозным причинам, в которые конечно были вплетены и экономические. В частности, на иудейских крестьян ложились налоги не только местных властей и развитой религиозной организации (в Иерусалиме проживало от 6 до 10 % раввинов и прочей братии от религии), но и римские налоги и сборы. Но чтобы бросить вызов тогда Римской Империи, на мой скромный взгляд, они не были столь наивны.

3 часа назад  · < 100
Прочитать ещё 6 ответов

Духовность Византии и ее жителей - от императора до простого ромея - миф или нет?

Автор проекта "Византийский хронист" https://vk.com/byzantine_chronicler  · vk.com/byzantine_chronicler

Практически каждый ромей был искренне верующим человеком. Причём настолько, что отчасти из-за своего немалого интереса к богословию Империю и сотрясали постоянные богословские споры.

Однако не стоит думать, что Византия - это такой огромный монастырь на территории Балкан и Анатолии. Многие поступки, совершаемые ромеями, предельно далеки от понятия "духовность". Я уж не говорю о наличии колдовства, которым, судя по житию того же Андрея Юродивого, не гнушались пользоваться самые знатные особы.

26 июля 2019  · 2,7 K
Прочитать ещё 9 ответов

В ХV веке произошло падение Греческой империи. Как византийские греки жили в турецком плену и как к этому отнеслась средневековая Европа?

Московский риэлтор

По многим данным, жилось им в Стамбуле более менее неплохо. Ведь до завоевания шли постоянные догматические споры - монофизиты, ариане, иконоборцы, отношение к Троице и другие. То одни одерживали верх и подвергали опале "еретиков", то другие. Султан Мехмед был мусульманином, но понимал важность мирного сосуществования жителей своей империи. Поэтому не вмешивался в веру жителей. Более того, не мусульмане платили специальный налог и это было выгодно для казны.

Прочитать ещё 2 ответа