С какими двумя именами в античной философии связывают возникновение двух философских направлений – материализма и идеализма?

Мусина
  · 194
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

В чем основная идея философии экзистенциализма, если объяснять простыми словами?

Юрий Тихонравов
Эксперт
6,2K
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных...

Французская адаптация феноменологии Хайдеггера. По Хайдеггеру, нельзя просто быть или просто жить: любое бытие всегда для чего-то и к чему-то, так же как и жизнь человеческая. Но в отличие от прочих вещей, человек может сам определять, для чего и к чему его жизнь. Определять просто так, безо всяких предшествующих оснований, абсолютно свободно и иррационально. В этом абсурд бытия.

Убедитесь в своих убежденияхПерейти на izm.io
Прочитать ещё 6 ответов

Объясните различие концепций. Объективный, субъективный идеализм и солипсизм?

Stanislav Panin
Эксперт
8,1K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · academia.fzrw.info

Идеалистические концепции утверждают первичность идеального по отношению к материальному. Объективный идеализм настаивает на том, что первичное идеальное имеет объективный характер, т.е. не зависит от человеческого сознание (например, Бог, Абсолютная Идея и т.д.). Субъективные идеалисты говорят о том, что существуют только человеческие сознания, а весь мир, например, конструируется ими. Солипсизм утверждает, что существует только одно человеческое сознание - моё собственное, а всё остальное - иллюзия.

Но будьте осторожны с терминами "объективный" и "субъективный" идеализм - они используются довольно условно. Например, традиционным примером субъективного идеалиста является в учебниках Беркли, потому что ставит существование материальных вещей в зависимость от восприятия. Вроде бы всё сходится, но Беркли также постулирует существование "абсолютного наблюдателя" в лице Бога, а значит в действительности всё существование мира зависит не от отдельных субъективных восприятий, а от восприятий Бога - что означает, что Беркли скорее относится к объективному, чем к субъективному, идеализму.

Верите ли вы в существование тайного мирового правительста?

интегральная политическая теория; космизм; диалектика

Объективно человечество имеет общий интерес: выживание на Планете. А значит, если появление такого правительства было возможно, то оно скорее всего уже и произошло – чтобы преследовать общий интерес человечества. Это логично. Поэтому я уверен, что мировое правительство и глобальная политика действительно существуют.

22 марта  · 51,2 K
Прочитать ещё 22 ответа

Почему почти все народы изгоняли евреев со своих территорий?

Андрей Миллер
Эксперт
6,4K
Популяризатор истории, писатель. Специализация — Позднее Средневековье и Ренессанс в...  · vk.com/grand_orient

Почти все — это какие?) Испания, Португалия — да. "Черта оседлости" в РИ — допустим. Но на большей части территории Европы евреи вполне себе жили постоянно — пусть не всегда и не полностью чувствуя себя комфортно при этом. А отношения с мусульманами вообще испортились только в ХХ веке, до того в Османской империи евреям в какой-то мере было даже лучше, чем в христианских странах.

Что касается причин существования антисемитизма вообще, но на эту тему целые книги написаны, можно очень долго рассуждать и много спорить. Очевидно одно: антисемитизм действительно существует столько же времени, сколько существуют сами евреи. Вот в такой форме вопрос поставить будет корректно: почему он был всегда?

Можно, конечно, сводить вопрос к "у евреев много денег" и ростовщичеству, что в какие-то моменты будет и отчасти справедливо: то же изнание евреев из Испании очень помогло стране финансово в моменте, и без него такого взлёта империи могло не случиться. Но это, конечно, рассмотрение поверхностное.

Сугубо для христианской Европы тут всё понятно — ну да, это иноверцы. А всё Средневековье вера — по сути единственный маркер "свой-чужой", да позднее значить она будет многое. Особенно, опять же, в уже упомянутых иберийских государствах и России.

Но в целом всё глубже, конечно. Лично по моим ощущениям (как еврея) еврейство в принципе построено на противопоставлении себя окружающим, на создании замкнутой общины в окружении иного общества. Поэтому антисемитизм в него заложен как бы изначально и более того — он необходим для того, чтобы евреи продолжали ощущать себя единым народом, а не начинали делиться на фракции между собой (что они охотно делают в Израиле — как раз в условиях, когде все вокруг евреи).

В общем, лично моё мнение — еврейство неотделимо от антисемитизма и наоборот, эти проблемы возникают потому, что евреи таковы, каковы есть. И наоборот: именно эти проблемы позволяют евреям оставаться самими собой. Потому что иначе народ, большую часть своей истории не имевший своей земли, давным-давно растворился бы в других этносах.

2 июля 2019  · 116,1 K
Прочитать ещё 44 ответа

Каким образом концепция материализма может объяснить феномен уникальности, конкретности личностного бытия и личностного опыта?

программист

Материализм - учение утверждающие, что материя первична и феномен сознания (духа, души) - это лишь следствие материальных процессов, или говорят - сознание вторично.

Идеализм предполагает противоположное - дух представляет (мыслит) внутри себя все что угодно, в том числе и материю и отдельные личностные опыты и проч.

По моему мнению и та и другая теории способны объяснить уникальность личностного опыта. Ибо идеализм (и субъективный и объективный) позволяет изобретать любые сущности используя главный феномен - Бога. Общая схема выглядит так: Бог подумал о вещи - вещь и появилась тут же. И тут можно объяснять, что угодно и тут же опровергать свои объяснения - добро пожаловать в схоластику.

Что же касается материализма, то он отрезвляюще скуден в своем арсенале - есть только материя и только материальные процессы идущие вне зависимости от того живет кто-то или нет. Стало быть "Я" это материя и материальные процессы. Можно сравнить феномен нашего сознания с атмосферным циклоном, спутниковые фотографии которых мы сейчас можем рассматривать. В какой-то момент циклона (допустим это Катрина августа 2005 года) не существует, затем наступает фаза его зарождения и вот через некоторое время спустя мы можем говорить с уверенностью - циклон над Атлантикой, его координаты такие-то. Причем, по меркам человеческого тела, у этого циклона не будет четких границ, нельзя будет сказать - вот линия, где существование циклона заканчивается (и во времени также не будет точки рождения). Тем не менее, будут точки в пространстве и времени, в которых можно будет с уверенностью говорить о том, что тут циклон существет, это его "тело". А будут точки (ну например поверхность Луны, или где-то в Индийском океане, где точно можно сказать, что этого циклона нет. "Смерть" этого циклона так же будет постепенной, и в скором времени он полностью раствориться в атмосфере.И можно будет сказать - что в октябре 2005 года Катрины уже нет. Равно как и в апреле 2005 еще нет.

Прежде всего можно задать вопрос - а этот циклон-то существовал (существует) вообще? Раз нет границ, значит может и нет циклона, а просто есть ветер и температура воздуха, есть электростатические поля порождающие необычно много молний в этом месте, есть клубы пыли и даже летающие предметы внутри этого явления... а самого явления нет! То есть, вот так вот - просто, тут все стало другим, и скорость ветра и давление, и даже причины есть какие-то... то тут, то там... а самого циклона нет! Разложить все на части и попробовать не замечать целого. Так конечно можно себя повести, но если нам потребуется что-то описать в области этого циклона, а тем более что-то делать (например управлять жизнью населенного пункта, строить дороги, сеять и собирать хлеб), то мы будем вынуждены указывать на это явление тем или иным способом, предупреждать об опасности приближения, ликвидировать последствия, выделять на это финансирование. Мы можем дать ему имя, можем придумать множество эвфимизмов или условных знаков... но так или иначе нам придется этот циклон как-то обозначать. Теперь возникает вопрос - если мы не можем избавиться от необходимости указывать на ЭТО, может оно все-таки существует? Если продолжать отвечать нет, то добро пожаловать в демагогию - только там можно сказать:" мне что-то мешает, но этого нет ибо...и дальше все зависит от вашей фантазии".

Если же мы признаем, что явление существует, и можем указать его временные и пространственные координаты - то вот вам надежный идентификатор уникальности этого явления.

Наше сознание, подобно циклону - оно не является набором каких-то отдельных клеток или процессов растворения глюкозы... это единый сложный процесс, который зарождается постепенно, затем какое-то время живет и так же постепенно исчезает... и это больше никогда не повторится, так же как не повторится ураган Катрина августа 2005 года.

30 мая 2015  · 250
Прочитать ещё 2 ответа