Современная республиканская теория свободы, - почему стоит прочитать эту книгу?

С книжной полки
  · 289
Алина1,6K
Копирайтер, увлекаюсь психологией и философией. Люблю искусство и моду

Эту книгу можно считать учебником, в котором представлены работы современных классиков республиканской политической мысли. Здесь доступно излагаются базовые представления о природе республиканской свободы как отсутствии зависимости и внешнего доминирования.

А также представлен критический анализ понятий "республика" и "свобода»", условий их употребления в теории и использования в практике реальных политических сообществ.

26 июля 2019  · < 100
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему говорят , то что наша текущая свобода - это лишь иллюзия созданная для того чтобы отвлечь людей от настоящей свободы? Что же такое настоящая свобода ?

чертов философ

Настоящая свобода в голове. Вся терминология, описывающая критерии свободы является субъективными мнениями. И зачастую искатели ее ее не обретают. Очень трудно найти в наше время свободного человека. Современный человек - раб. Он зависим от того имущества которое имеет или может иметь, от общественного мнения и мнения близких, зависим из за ответственности за близких. Свободный человек - абсолютный эгоист, в здоровом смысле (если можно так сказать). Это тот - который может помочь, но может так же и не помочь. Свободный от личного мнения и влияний мнения других. Свободный от угрызений совести. Свободный от планов. Свободный от зависимостей и привычек. Такой человек ценит свободу и ему, думаю, не позавидуют в его свободе другие, потому что она похожа на "прозябание". Его жизнь идет параллельно нашей, и трудно ему помешать его свободе, так как защищать ему нечего, у него ничего нет, кроме своей жизни.

1 июля 2017  · 492
Прочитать ещё 1 ответ

«Свобода – это познанная необходимость», считал Б. Спиноза. Почему современные философы видят в таком определении свободы ее фактическое отрицание?

Александр Зайцев
Эксперт
3,7K
Переводчик, литературный рецензент

Если не вдаваться в тонкости, которые потребуют от меня прочтения пары толстых книг:

Спиноза отрицает либертарианскую свободу воли - то есть представление о том что человек способен действовать спонтанно, без всяких внешних для того причин. В таком случае, свобода воли определяется как "способность делать свободный выбор между несколькими возможностями". 

Для Спинозы это иллюзия, "нескольких возможностей" не существует, все происходит по необходимости - и свобода заключается в осознании этой необходимости,  Человек свободен потому, что осознанно действует в соответствии с собственной природой - но иначе действовать не может.

Разница тут, если совсем на пальцах, такая: если либертарианец говорит "может быть, приду", то он говорит "могу прийти, а могу и не прийти". Если спинозист говорит "может быть, приду", то он на самом деле говорит "я еще не знаю, приду или нет".

Метафизическое либертарианство - позиция маргинальная (Роберт Кейн, Родерик Чизольм) и не имеющая отношения к общественным нормам.

3 ноября 2018  · 2,1 K

Есть ли ПОЛНАЯ альтернатива капитализма? Существовала эта "альтернеатива" на практике в истории человечества, или дальше теории не пошло?

кандидат философских наук, доцент кафедры КФУ

На самом деле, именно капитализм - первая и пока единственная экономико-политическая система, которая осуществила свою ПОЛНУЮ безальтернативность. Ни одна другая система не стремилась к тотальному доминированию - да и не за чем, собственно. Кстати, именно в этом состояло главное открытие Карла Маркса - в объяснении глубинных механизмов капитализма, толкающих его к тотальному господству. Механизм этот достаточно простой: накопление капитала. Капитал - это не деньги, и даже не станки, это всё то, что может приносить прибыль (вспомните, например, модное выражение "человеческий капитал" - вот это оно и есть). Экспансия капитал происходит за счет того, что ВСЁ превращается в этот самый капитал. У вас есть компьютер? Давайте установим на него пару модных приложений, которые будут приносить прибыль. Играете на гитаре? Записывайте ролики на ютьюб и продавайте премиум-контент за донаты. Мать-природа наградила красивой внешностью? Давайте снимем тебя в рекламе какого-нибудь крутого бренда! Ну и так далее: абсолютно все превращается только в средство для извлечения прибыли - предметы потребления, человеческие отношения, знания, моральные принципы, религиозные взгляды - все.

Поэтому "альтернативой" является любое социальное отношение, которое сопротивляется превращению в "капитал". Бескорыстная помощь, стремления к знаниям ради самих знаний, стремление к честному труду (а не только к заработку за этот труд), искренняя дружба и любовь. Так же все социально-экономические системы, существовавшие в прошлом и, в конечном счете, задавленные капитализмом, были альтернативой: феодализм с его идеалами верности, чести, долга; античность с ее тягой к знаниям, склонностью скорее сохранять и потреблять богатства, нежели чем их бесконечно накапливать.

Социализм часто считают "нежизнеспособной" альтернативой капитализму, приводя в примеры страны от СССР до современной Северной Кореи. Но при этом упускается из виду, что элементы социализма были и в античности (платонополис), и в средневековье (какие-нибудь катары или гуситы) и в новое время, задолго до СССР и Маркса. Не означает ли это, что идея остается весьма живучей, раз люди снова и снова к ней возвращаются? И самое главное: мы забываем, что каждая попытка внедрения элементов социализма в Новое время встречала жесточайший отпор со стороны капитала, который сразу же чувствовал, что его лишают возможности экспансии. И любое социалистическое сообщество тут же оказывалось в изоляции, в кольце врагов - и при этом, зачастую, побеждало (хотя бы краткосрочной перспективе!) Существование того же СССР во враждебном окружении на протяжении жизни 3-х поколений, осуществившего полноценную индустриализацию и рывок вперед из отсталой империи к мировой сверхдержаве - разве это не показатель определенной жизнеспособности теории? Но, увы, капитализм не может терпеть своей альтернативы, а потому ПОЛНАЯ альтернатива капитализму будет возможно, только если сам капитализм уйдет с исторической арены.

13 ноября  · 1,9 K
Прочитать ещё 5 ответов

Почему в России и США по-разному понимают явление вежливости?

Научный сотрудник ВШЭ, к.ф.н, автор канала "Лингвоед"  · t.me/lingvoed

Согласно теории речевых актов, любое высказывание можно разделить на три составляющие: локуция (последовательность языковых знаков), иллокуция (намерение говорящего) и перлокуция (эффект, который произвело высказывание).

Чем больше я погружаюсь в теорию вежливости и речевого этикета, тем яснее предстаёт разница в подходе русскоязычных и западных лингвистов. Наши в большинстве своём сосредоточены на иллокутивном наполнении вежливости: подходит ли сказанная фраза конкретной этикетной ситуации, учтены ли статусы общающихся и, если нет, то что же всем этим хотел выразить автор?

Западные же лингвисты увлечены, в первую очередь, перлокутивным эффектом: к каким результатам приводит высказывание, почему фраза может восприниматься в качестве агрессии в одной социальной группе и варианта нормы в другом, в какой момент зарождается агрессия в межкультурном общении. Мне кажется, эта граница проходит не только в методологии исследований коммуникации и прагматики, но и в мировоззрении и менталитете.

Конфликты с американским профессором, в речи которого студенты расслышали n-word вместо китайского слова этот (那个), или гонщиком Формулы-1, который одним неосторожным высказыванием настроил против себя целое государство, обрели значимость только при возникновении негативного перлокутивного эффекта. Если бы не было столь острой реакции, то общество спокойно прошло мимо.

В нашем же языковом и культурном контексте Дзюбу отстраняют от игр сборной и лишают капитанской повязки, а Скипского возвращают на экраны телевизоров просто потому, что для общества весьма очевидны намерения первого (и потому особенно обидны), и не совсем ясны мотивы второго (а потому всякое бывает). При этом совершенно не учитывается тот перлокутивный эффект, который у действий Скипского ощутимо сильнее (кого вообще мог задеть своим перформансом Дзюба?).

Из этих систем координат сложно выбрать одну мировоззренческую. Но вот методологически мне интереснее разглядывать вежливость под линзой перлокутивного подхода. Слишком уж понятнм и простым кажется поиск цели высказывания автора. Белых пятен тут почти не осталось.

Лингвистические игры и загадки на моем канале в Telegram. Присоединяйтесь!Перейти на t.me/lingvoed
  · 63,3 K

Если каждый россиянин в течение ближайшей недели прочитает «1984» Оруэлла, изменится ли наше общество?

Главный редактор "Литорга"

Полагаю, что ничего не изменится. Хотя бы потому, что прочитать и понять (а тем более осознать и проникнуться) — это разные вещи. В итоге выйдет так:

  1. Некоторые прочтут и ничего не поймут

  2. Другие прочтут и поймут, но не примут

  3. Третьи прочтут, поймут и даже проникнутся текстом, но побоятся что-то менять в своей жизни

  4. Ну и, наконец, есть же немало тех, кто уже прочел эту книгу. Как видно, для заметного изменения общества одного литературного произведения, похоже, недостаточно.

Прочитать ещё 28 ответов

Читайте также

Почему молодежь в СССР была культурнее и морально чище (читали книги, говорили о высоком, имели возвышенные идеалы)?

50  · 42 ответа  · Общество

Почему многие россияне презирают либерализм - учение о свободе и всеобщем равенстве прав?

5  · 24 ответа  · Общество

Почему социализм так популярен в 21 веке, если 20 век показал его нежизнеспособность, а его теоретическая база была разнесена в пух и прах "австрийцами"?

9 ответов  · Психология

Существует ли корреляция между уровнем интеллекта и литературными предпочтениями? Можно ли сказать с уверенность, что человек читающий Пруста умён, а читающий Донцову — нет?

2  · 8 ответов  · Психология

Я выступаю за многие либеральные идеи (капитализм, плюрализм, господство права, личная свобода), но скорее не люблю прогрессивизм и демократию. Я - либерал? Если нет, то как мне себя идентифицировать?

1  · 6 ответов  · Политика