В чем особенности романского стиля архитектуры? Как его можно можно описать?

Анонимный вопрос
  · 10,9 K
Автор книги "Забытые храмы Свердловской области". Руководитель проекта АРХликбез  · zen.yandex.ru/archlikbez

чудесный вопрос :)

К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!

Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры, вспоминаем историю!

Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.

Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.

Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…

Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы

slide-7.jpg

Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?

  1. Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри. Почитайте Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» - художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.

  2. Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие - не забываем про оборонную функцию!

  3. Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые.

  4. Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.

  5. Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты.

  6. Основные формы зданий очень просты: куб, цилиндр, призма.

  7. При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники :)

Maria_Laach_de04.jpg
8 февраля 2019  · 8,4 K

Спасибо огромное. Информация очень пригодилась для урока ИЗО.

Комментировать ответ…
Ещё 2 ответа
Библиотекарь, дачник, волонтер по работе с беспризорными животными
Если коротко, то словом "большой". Появились огромные каменные здания. Увеличение размеров привело к созданию новых конструкций сводов и опор. Характерными чертами религиозных сооружений стали цилиндрические и крестовые своды, крупные опоры, толстые стены, скульптурный орнамент. Изменения претерпела в сторону гигантизма и светская архитектура. Замки... Читать далее
8 февраля 2019  · 3,9 K
Комментировать ответ…
К концу 1-го тысечелетия роль церкви в Европе была чрезвычайно велика. Поэтому романская архитектура является по преимуществу церковной. Светская арх-ра романского периода стоит на более низком уровне. К этому времени сложился тип жилища феодала-замок. Строительные формы просты. Храмы же ром-кой ар-ры с необычной четкостью выражают особенности его... Читать далее
23 апреля 2019  · 2,1 K
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему архитектура храмов и соборов в России и в Европе так отличается друг от друга?

историк дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ

Это разные традиции. Русская церковная архитектура наследует византийской и похожа на неё. Западная с византийским наследием не связана.

Самые древние христианские церкви выглядят как очень длинные здания с входом в одном торце и алтарём в другом. Куполов нет, и сводов тоже нет. Они перекрыты деревянными балками. Внутри стоят колоннады, которые разделяют интерьер церкви на три протяжённых зала (а иногда и пять), из которых центральный шире и выше, чем боковые. Такой тип церкви называется базилика. Выглядит вот так:

(на фото церковь св. Павла в Риме 4 в., не сохр.)

На Западе христианские церкви долго были такими и только такими, примерно до 9 века; потом стали усложняться план и конструкция: появились башни, амбулатории, капеллы и проч., а главное - системы сводов, всё более сложные и совершенные. В итоге они стали выглядеть уже немножко по-другому, например вот так:

(на фото собор в Бурже, примерно рубеж 12-13 вв., сохранился)

Но тип принципиально не изменился. До сих пор почти любая западная церковь - это по-прежнему такое же протяжённое здание, базилика, с входом с одного торца, с алтарём в противоположном торце, рядами колонн, которые делят интерьер вдоль, и чаще всего без купола. Замечу вскользь, что к конфессии это отношения не имеет: так выглядят и католические, и протестантские церкви.

А в Византии было немного по-другому. Там гораздо раньше (в 6 в.) в архитектуре появились своды, а позже распространился так называемый крестово-купольный тип храма. Это, если не вдаваться в подробности, храм не протяжённый, а квадратный или, во всяком случае, такой, у которого длина не намного больше ширины, интерьер перекрыт сводами, которые расположены ярусами, как бы пирамидой, и венчает эту пирамиду большой купол, накрывающий центр храма. Куполов может быть несколько, но центральный - всегда больше, всегда главный. Крестово-купольным такой тип храма называется потому, что основные его своды примыкают к куполу с четырёх сторон, то есть крестом расходятся от него. Вот так:

(На фото собор Мирожского монастыря в Пскове (архитекторы греческие), 12 в.)

Начиная по крайней мере с 9 в., а то и раньше, большинство церквей, построенных в Византии, выглядит так. Я предполагаю, хотя на этот счёт лучше у кого-то поавторитетней спросить, что широкое распространение именно этого типа связано с обычаем покрывать своды храма росписями в определённом порядке, для которого такая структура сводов наиболее удобна. То есть такой тип церкви предопределён каноном, но не архитектурным, а живописным.

В странах, которые в культурном отношении были связаны с Византией, в частности, переняли от неё традиции иконописания и настенной росписи в храме, в архитектуре церквей господствует крестово-купольный тип: в Армении и Грузии, на Руси, в Сербии. Крестово-купольный тип храма ассоциируется с православием, но возник и распространился на христианском Востоке задолго до разделения церквей.

Дальнейшее развитие русской церковной архитектуры связано с прецедентами: есть Успенский храм во Владимире, который в общем-то случайно пятиглавый (он сначала был одноглавым, а потом его расширили), через 300 с хвостиком лет после него построили Успенский собор в Московском Кремле, который, в знак политической преемственности, подражает Владимирскому и поэтому тоже пятиглавый, ну, и почти все городские и монастырские соборы Московской Руси 16 - 17 вв. подражают крёмлёвскому и тоже, соответственно, пятиглавые. И крестово-купольные.

Прочитать ещё 4 ответа

Почему в России не получила развития готическая архитектура?

Дизайнер компьютерной графики Донецкого планетария

Может готический стиль просто показался русским людям мрачным и не очень привлекательным. При строительстве готических зданий обычно используют темный камень, что бы подчеркнуть яркость божественного света проходящего в ажурные рамы окон. Но сами рамы при этом ложится нагрузка отобранная у зауженных простенков, от того они кажутся массивнее. Потолочные арки, башни и шпили имеют ярко выраженные резкие линии и углы, создающие впечатление некоей воинственности и агрессивности и величия, что впрочем очень идет готическим крепостям и замкам.

А вот купола дворцов и церквей России это округлые, пухлые формы (мне такая архитектура напоминает пушистые кроны деревьев и хлеб даже). Башни и колокольни часто строились похожими на свечу, маковка в этом случае язычок пламени.

Архитекторы православных церквей старались передать не только величие божественного замысла, а еще и тепло любви Господа к пришедшим в храм. Арки потолка внутри помещения тоже округлые, их еще называют шатровыми, все это не давит на входящего в помещение, а кажется что вверху натянута легкая расписная ткань которую надувает ветер. Свет свободно распространяется по помещению, не ломаясь в острых гранях.

Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция в Царицыно высказала свое резко свое мнение архитектору построившему ее дворец в готическом стиле так

" Это не дворец, а тюрьма!" После чего резиденцию пришлось перестраивать.

5 мая 2015  · < 100
Прочитать ещё 4 ответа

Правильно ли я понимаю, что викторианский и готический стили в архитектуре похожи?

Архитектор-дизайнер. интроверт. Табурет.

Меня растрогал тэг "детский вопрос"=)
Совершенно нормальный вопрос, не стоит стесняться что он может показаться глупым или детским.

Готика - это стиль в архитектуре, родившийся во Франции в середине 12 века. Причем у него есть даже конкретная дата возникновения - я уж точно не вспомню, но ее можно найти. Все началось в 12 веке в Париже, в аббатстве Сен-Дени. При строительстве новой церкви аббат Сугерий предложил использовать цветные стекла и высокие окна, а опоры для сводов вынести за стены чтобы было просторнее. Так родилась готика - стремящаяся ввысь, с шпилями и башенками, ажурными витражами. Помимо декора (который все узнают), настоящая готика подразумевает особый конструктив здания: мощные контрфорсы воспринимают нагрузку от перекрытий через наклонные балки - аркбутаны. Такой прием позволяет сделать меньше стен и заполнить их витражами, и увеличить высоту перекрытия в несколько раз.

Готический храм стал просторнее своего предшественника - романского храма. Но также он имел свою подавляющую эстетку. Находясь в высоком пространстве, слушая раскаты органа, предполагалось что прихожане будут осознавать свою ничтожность перед лицом Господа. Готика активно развивалась до 16 века, распространив свое влияние почти на всю Европу (пожалуй кроме Италии). Помимо храмов стали строить и общественные здания в этом стиле.

Начиная с 16 века готика выходит из моды. В Италии происходит Возрождение классической архитектуры и бум на новую эстетику - красота человека снова воспевается поэтами и художниками. Человек уже не "раб Господень" - он его лучшее творение и венец природы. Готика теперь ассоциируется с "темными веками", считается варварской. К слову, название стиль получает в это же время - от названия племен "готов", древнегерманских племен.

Сравните интерьеры готического храма и в стиле барокко.
В первом - суровые каменные стены, высокие, подавляющие психику своды.
Немного мрачно. Аскетично.

Во втором совершенно другое настроение.
Много скульптур, позолоты и более теплая гамма. 

Вплоть до  18-19 века классицизм переживал свой расцвет, развиваясь в рокко и барокко. Параллельно строили и готические здания, но они были более всего популярны в Англии.
Во времена правления  королевы Виктории (1837-1901) популярны несколько стилей, среди которых и неоготика . Но нельзя сказать, что викторианская архитектура вся содержит элементы неоготики. Это скорее период эклектического историзма: архитекторы комбинировали сложившиеся прежде стили в поисках новых комбинаций.

Например, особняк Кливден был построен в духе классической архитектуры..
А Вестминстерский дворец реконструирован в стиле неоготики.

И оба здания построены одним архитектором Чарльзом Барри.

Стили разные, но можно про оба сказать "период викторианской архитектуры".

Также происходит смешение стилей, особенно видно на примере жилых зданий. Коттеджи могут иметь только стреловидные окна и башенки, а остальные черты взять из классики, или колониального стиля.

В общем, викторианский стиль - это временной период, эклектическое направление в архитектуре 18-19 века. Один из популярных стилей этого периода - негоготика. А готика - это более старый стиль, который предназначен для возведения поражающих зрителя храмов.

Чем отличается архитектура от скульптуры? (например каритаида - это скульптура или элемент архитектуры? Или, скажем, Пергамский алтарь?)?

Искусствовед и культуролог, преподаватель факультета Свободных искусств и наук...

Кариатида это скульптура. Но подчиненная архитектуре.

Точно так же фреска, представляет собой живопись, предназначенную для оформления конкретного произведения архитектуры. Скульптура в древнегреческом храме или витражи в готическом соборе полностью подчинены архитектуре, которая оказывается "синтетическим" искусством. Поэтому обособление живописи и скульптуры часто трактуется (особенно - консервативно настроенными исследователями) как признак упадка некоей органической культуры. С таких позиций написана, например, книга Ханса Зедльмайра "Утрата середины".

2 июля 2017  · 360
Прочитать ещё 2 ответа

К какому стилю/стилям близка архитектура в мире Dishonored?

Искусствовед и филолог-германист по образованию, художник по жизни.

Мир Dishonored был срисовал с Лондона и Эдинбурга конца XIX — начала XX века. Это время как раз приходится на Великий лондонский пожар 1666 года. До пожара весь Лондон был построен из горючих материалов, таких как дерево или солома, что в последствии и стало причиной пожара такого размера. До пожара у большинства зданий не было определенного стиля архитектуры, поскольку большинство из них были довольно стары. После пожара весь Лондон перестроили кирпичом, дабы не повторить прошлых ошибок. И вот здесь уже отчетливо виден стиль английского барокко. Однако, не весь город был выстроен подобным образом из-за нехватки денег в казне. Поэтому часть Лондона украшал барокко, а часть города состояла из сооружений старого стиля.

Прочитать ещё 1 ответ