В чем отличие суннитов от шиитов?

Анонимный вопрос
  · 73,7 K
Отвечает
ПостНаука

Раскол (схизма) в исламе начал вызревать сразу после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. Мухаммед был «харизматичным авторитетом», который, по словам Макса Вебера, «представляет собой хрупкую конструкцию, неспособную без изменений пережить своего носителя». Таким образом, когда после смерти Мухаммеда возник вопрос о выборе преемника, было ясно, что им должен стать некто, наиболее приближенный к сохранившемуся образу покойного лидера.

Если сам Мухаммед обладал некими исключительными чертами, то, может быть, нужно искать преемника в семье пророка, среди его потомков, унаследовавших его харизму, ум и способности? Или вся мудрость и весь опыт уже и так есть в Коране и тогда необходим человек, лучший среди равных в части познания божественного послания? В таком случае речь идет о свободном выборе преемника среди достойных. В результате те, кто считал необходимым семейную преемственность, стали шиитами, а те, кто считал правильным избирать лучшего среди равных, — суннитами.

Первопричина раскола в исламе на шиизм и суннизм крылась в борьбе за власть в рамках «предвыборной кампании». Основная интрига развернулась вокруг двух главных кандидатур: Абу Бакра ас-Сиддика, тестя Мухаммеда, и Али ибн Абу Талиба — кузена и зятя Мухаммеда, женатого на любимой дочери пророка Фатиме.

Оба кандидата были людьми известными и пользовались популярностью. Абу Бакр был значительно старше Али, что автоматически ставило его в разряд более мудрых. Возможно, Али не выбрали именно потому, что он был членом семьи. Выйдя замуж за Мухаммеда, Аиша, дочь Абу Бакра, вошла в семью пророка, тогда как Мухаммед не считался, в соответствии с традицией, вошедшим в семью Абу Бакра. В завещаниях пророка много внимания уделяется равенству всех мусульман, и, возможно, именно поэтому его ближайший круг не захотел создавать прецедент «семейной исключительности».

Так или иначе, Абу Бакр был избран, став первым халифом и положив, сам того не желая, начало расколу внутри ислама. За назначением халифа последовала череда событий сугубо светского, гражданского характера, которые и привели в результате к противоречиям доктринального толка, проявляющимся сегодня достаточно остро: сразу после смерти Мухаммеда его дочь Фатима, она же супруга проигравшего кандидата Али, предъявила, как мы сказали бы сегодня, гражданский иск о праве вступления в наследство в отношении оазиса Фадак, принадлежавшего Мухаммеду. Абу Бакр, обладавший правом вынесения судебных решений, в иске отказал, заявив, что «посланник Бога не мог иметь собственности», так что и наследовать нечего. Это решение сильно не понравилось «протошиитам», став еще одним аргументом, доказывающим, что Али был бы лучшим кандидатом — уже тогда ходили слухи, что Мухаммед перед смертью подарил оазис Фатиме. Следующим событием стала так называемая проповедь Фатимы в мечети пророка, где, по преданию, Фатима прилюдно раскритиковала власть Абу Бакра как нелегитимную. С этого момента ведется отсчет процесса перехода раскола из сферы гражданской в сферу религиозную, в результате которого в исламе образовались два основных соперничающих течения: шииты (Shi’at Ali — партия Али) и сунниты (Ahl Sunna — люди Cунны).

Принципиальное разногласие сводилось к позиции по вопросу о том, кто может и должен руководить исламской уммой (сообществом): прямой потомок Мухаммеда по линии Али и Фатимы, на чем настаивают шииты, или человек, выбранный из наиболее достойных среди равных себе мусульман, как утверждают сунниты. При этом, будучи правоверными мусульманами, и те и другие приводят в доказательство убедительные выдержки из священных текстов (часто одни и те же, но в разной трактовке) в доказательство своей правоты и неправоты оппонента.

Есть также и противоречия, касающиеся роли имамата: шииты считают имама духовным лидером и руководителем общины одновременно, тогда как для суннитов имам — это прежде всего настоятель мечети. Хотя в этом вопросе не все однозначно, границы понятий во многом размыты. Например, большинство суннитов, так же как и шииты, верят в приход Махди, который есть не кто иной, как скрывшийся в 260 году хиджры двенадцатый имам. И те и другие отсылают нас к пророчеству о двенадцати правильных имамах, но только шииты ставят этот хадис во главу учения о властном наследовании (отсюда и название основного крыла шиитов — двунадесятники).

Остальные противоречия относятся к сфере юриспруденции, толкования Корана, интерпретации Cунны пророка. Шииты, например, не согласны с суннитской практикой развода, а сунниты, наоборот, возражают против практики «временных браков» у шиитов. Шииты, в отличие от суннитов, почитают высказывания имамов наравне с пророчествами Cунны.

15 августа 2018  · 48,8 K

С интернета нашел, и поставил

Комментировать ответ…
Ещё 10 ответов
религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ
12 марта  · 7,1 K
Комментировать ответ…

"... Истинно говорю Я, никто, кроме Меня, в сей День, ни на Западе, ни на Востоке, не может заявить, что является Вратами ведущими людей к познанию Бога. Мое доказательство то же, коим была установлена истинность Пророка Мухаммада...."

"Баб"(1844)

14 сентября  · 1,9 K
Комментировать ответ…
Автор сайта https://alfurqan.online
Между суннитами и шиитами существуют большие принципиальные разногласия. Строго говоря, шииты - это секта, которая относит себя к мусульманам, но в действительности открыто противоречат основам Ислама. Так, шииты не признают Сунну пророка, считают его учеников лицемерами, а также имеют убеждение что Коран не был сохранен должным образом. И это только... Читать далее
Я не мусульманин, но просто реалист. Во многом согласен с вами, но есть один вопрос. Бог он един и в исламе и в... Читать дальше
Комментировать ответ…
femt7,5K
Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам. Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не... Читать далее
10 июня 2018  · 15,1 K
Комментировать ответ…
Шииты -наши заблудшие братья, они делают намаз в день три раза, они бьют самих себя кнутами и т. д, в коране сказано, что вред Причинившиеся своему здоровью,или боль, это грех, нельзя танцевать под музыкой, или под каким то нашидом, в времен пророка Мухаммада мир ему и благословения Аллаха, не было танцев и тому подобное. А сунниты -идут путём... Читать далее
Со всем согласен,кроме того что они 3 раза в день читают намаз. Они просто стыкуют 5 и читают их за 3 раза. Но как... Читать дальше
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Какая разница между Шиитами и Суннитами, кроме вопроса о том, кто может руководить исламским обществом? И какая разница между ними и ибадитами?

Глупые вопросы бывают.

На самом деле отличий очень много и зависят они от того, о каком из течений шиизма и суннизма говорить.Я не знаю и половины, но вот некоторые из них:

  1. Шахада. Она несколько различается у суннитов и шиитов. Последние к ней добавляют "..и Али друг Аллаха".

  2. Молитва. Во-первых, её кратность: сунниты совершают 5 раз в день, шииты же 3. Во-вторых, сунниты молятся со скрещенными руками, шииты - с опущенными. В-третьих, некоторые шииты молятся в сторону Кербелы. Сунниты - в сторону Каабы.

  3. Отношение к Корану. Шииты убеждены, что Коран в его нынешнем виде искажен и неполон. Сунниты под сомнение истинность этого писания не ставят.

  4. По мнению шиитов имамы являются доверенными лицами и посредниками меж Богом и людьми. Для суннитов имам - обычный религиозный деятель, они придерживаются концепции прямого поклонения, без посредников.

  5. Различия в статусе духовных лиц.

  6. У шиитов распространена практика поклонения могилам, паломничества к ним и других деяний, связанных с могилами.

Что касается ибадитов, то они последователи Абдаллаха ибн Ибада. Это одно из течений хариджизма. Главное их отличие от суннитов и шиитов в том, что они считают, что верховным правителем общины может быть любой мусульманин. Признают они только первых двух халифов: Абу Бакра и Умара. (В то время, как шииты только Али, а сунниты всех четырех) Молитвенная поза ибадитов так же отличается от позы суннитов.

3 октября 2016  · 1,5 K
Прочитать ещё 2 ответа

Почему мусульмане не едят свинину?

тыжпрограммист  · tele.click/origin_of_species

Халяль - это свод разрешённых правил в исламе. Халяльная пища - не запрещённая Кораном пища. В Коране есть чёткий список запрещённого, вот выдержка из него: "... Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха...".

Объяснений, почему именно этот вид мяса попал в Коран можно найти множество (от легенды от том, что свиньи - это проклятые люди, до того, что это животное "нечистое", так как поедает отходы и потомство). Мне (субъективно) кажется более правдоподобной прагматическая версия. В условиях аравийского полуострова свинина плохо хранилась, транспортировалась и часто могла вызывать отравления.

25 июля 2018  · 132,3 K
Прочитать ещё 36 ответов

Какая религия сильней мусульманская или православная?

Наш паблик в vk - https://vk.com/public184264680

как вы определяете какая религия "сильней"? если многочисленней, то безусловно ислам (мусульман в мире больше миллиарда и число растёт), православных в мире около 150 млн. и их число снижается

30 июля 2019  · 36,9 K
Прочитать ещё 6 ответов

Почему некоторые мусульманки не носят хиджаб? Разве это не обязательно?

религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ
12 марта  · 50,5 K
Прочитать ещё 24 ответа

Хотите ли вы принять ислам?

Шеф-редактор портала "Открытая Россия", соавтор проекта "Последние 30"

Конечно, я не хочу принять Ислам. Объяснить почему достаточно сложно, потому что ответ кроется в вещах, которые многие считают предрассудками не меньшими, чем любую религию. 

Дело в том, что я православный не из-за веры в Бога или веры в исхождение Святого Духа только от Отца, но не от Сына. Нет, конечно. Оставим эти вопросы богословам. Кажется, Честертон метко заметил: "Мёртвые голосуют крестами". Это означает, что за каждым человеком существует шлейф культуры, в которой жили его предки, который повлиял на контекст времени его формирования как личности. 

Мне симпатичен католицизм, я очень уважаю старообрядчество, но все мои предки в обозримом прошлом связывали себя с РПЦ МП. В моей семье отмечались традиционные православные праздники. Меня крестили в РПЦ МП. В общем, православие для меня - часть семейной истории и традиций моего народа. Поэтому я себя ассоциирую с ним. Подчеркну, это, прежде всего, желание следовать традициям, а не мировозренческим установкам. 

Ислам мне представляется чем-то чуждым и далеким. Смена религии, когда ты хотя бы на йоту сомневаешься в Божественном, это лицемерие. Тем более, наука уже давно изучила религии вдоль и поперек, что у взрослого, даже верующего человека, должно отбить напрочь желание переходить из религии в религию. 

Вот какой смысл переходить в Ислам, если Коран - это плохо пересказанная на арабском языке версия христианской Библии, а та в свою очередь книга, плохо переведенная с древних восточных языков на греческий? 

Впрочем, блаженны верующие.

3 февраля 2016  · 4,3 K
Прочитать ещё 3 ответа