Как в Восточном Риме обстояли дела с матом и его законодательным регулированием?

Анонимный вопрос
  · 190
Автор проекта "Византийский хронист" https://vk.com/byzantine_chronicler  · vk.com/byzantine_chronicler

Вопрос весьма любопытный. Мне доводилось встречать в византийской литературе рекомендации насчёт нежелательности употребления площадной брани. В религиозной литературе примером может послужить одно из поучений Иоанна Златоуста. В этом поучении святитель подробно расписывает вред от сквернословия, а завершает своё послание словами: "Посему, умоляю, будем говорить то, что нам прилично, и пусть святые уста не произносят слов, свойственных устам бесчестным и позорным". И действительно, монашеству изрыгать гнилые словеса всячески возбранялось.

Далее можно обратиться к светской (военной) литературе. Среди многочисленных ромейских военных трактатов существует одна работа "Rhetorica Militaris", приписываемая Сириану Магистру (IX век). Здесь существует отрывок, который при желании можно истолковать как рекомендацию не увлекаться сквернословием: "Следует, чтобы стратег, выступая перед народом, воздерживался от грубости и горячности..."

Но каких-то особенных постановлений с т.з. законодательства на сей счёт я не упомню, а византийская литература сохранила для нас некоторые образчики византийских витиеватых (или не очень) оскорблений на грани фола в адрес самых разнообразных лиц, начиная с самых высших. Хотя нетрудно понять, что, например, попытка назвать яростного по своей натуре императора Константина V Дерьмоимённым в лицо была бы чревата фатальными последствиями. Зато жену Алексея III Ангела Евфросинию за её деяния, по слухам, научились громогласно сравнивать с блудницами даже константинопольские попугаи, не говоря уж о людях.

8 июля 2019  · < 100
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Кто такие плебеи в Древнем Риме?

TatyanaSun5,6K
Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог

В Древнем Риме плебеями изначально назывались пришлые люди, выходцы из других племён и городов. В отличие от патрициев (привелигированный класс, потомки исконно римских родов), они не являлись членами общины, не могли владеть землёй, участвовать в выборах и вступать в брак с истинными римлянами. С течением времени патриции и плебеи уравнялись в правах, а затем и вовсе "перемешались". И с III века до н.э. зажиточные горожане (независимо от происхождения) образовали сословие эсквитов (всадников), а мелкие ремесленники, торговцы и крестьяне - класс плебеев.

В средние века в Европе этим словом обозначали городскую бедноту. А в наше время так порой пренебрежительно говорят о тех, кто ниже по статусу и финансовому положению.

16 ноября 2018  · 28,9 K
Прочитать ещё 1 ответ

Из каких финансовых оснований США и Россия так упорно воюют в Сирии? Если отставить в сторону гуманитарные причины, в чем там куш?

Сотрудник "Билайн"

Для России Сирия - последний рубеж влияния на Ближнем Востоке, с падением Башара Асада базы российского флота в Средиземном море закончатся. К тому же рассадник исламистов в Леванте, практически у России под боком - огромный риск: опасность возгорания Кавказа никуда не ушла.

США в Сирии воюют по причинам поддержания имиджа носителя демократии, ну и для усиления влияния на Ближнем Востоке: Ирак и Сирия - очень ценный кусок пирога, за них стоит бороться.

2 мая 2017  · 878
Прочитать ещё 1 ответ

Почему в России и США по-разному понимают явление вежливости?

Научный сотрудник ВШЭ, к.ф.н, автор канала "Лингвоед"  · t.me/lingvoed

Согласно теории речевых актов, любое высказывание можно разделить на три составляющие: локуция (последовательность языковых знаков), иллокуция (намерение говорящего) и перлокуция (эффект, который произвело высказывание).

Чем больше я погружаюсь в теорию вежливости и речевого этикета, тем яснее предстаёт разница в подходе русскоязычных и западных лингвистов. Наши в большинстве своём сосредоточены на иллокутивном наполнении вежливости: подходит ли сказанная фраза конкретной этикетной ситуации, учтены ли статусы общающихся и, если нет, то что же всем этим хотел выразить автор?

Западные же лингвисты увлечены, в первую очередь, перлокутивным эффектом: к каким результатам приводит высказывание, почему фраза может восприниматься в качестве агрессии в одной социальной группе и варианта нормы в другом, в какой момент зарождается агрессия в межкультурном общении. Мне кажется, эта граница проходит не только в методологии исследований коммуникации и прагматики, но и в мировоззрении и менталитете.

Конфликты с американским профессором, в речи которого студенты расслышали n-word вместо китайского слова этот (那个), или гонщиком Формулы-1, который одним неосторожным высказыванием настроил против себя целое государство, обрели значимость только при возникновении негативного перлокутивного эффекта. Если бы не было столь острой реакции, то общество спокойно прошло мимо.

В нашем же языковом и культурном контексте Дзюбу отстраняют от игр сборной и лишают капитанской повязки, а Скипского возвращают на экраны телевизоров просто потому, что для общества весьма очевидны намерения первого (и потому особенно обидны), и не совсем ясны мотивы второго (а потому всякое бывает). При этом совершенно не учитывается тот перлокутивный эффект, который у действий Скипского ощутимо сильнее (кого вообще мог задеть своим перформансом Дзюба?).

Из этих систем координат сложно выбрать одну мировоззренческую. Но вот методологически мне интереснее разглядывать вежливость под линзой перлокутивного подхода. Слишком уж понятнм и простым кажется поиск цели высказывания автора. Белых пятен тут почти не осталось.

Лингвистические игры и загадки на моем канале в Telegram. Присоединяйтесь!Перейти на t.me/lingvoed
  · 63,0 K

Кому жилось тяжелее: крепостным крестьянам в России или чернокожим рабам в США?

Лёха Мудрый ☮
Топ-автор
20,9K
ЖЖ: https://a-l-e-j-o.livejournal.com/ 𝕸𝖔𝖘𝖈𝖔𝖜  · zen.yandex.ru/id/5e514d4b4ae6635ac274813c

Как ни странно, чернокожим рабам в США. Максимально близко по своему положению российские крепостные были к ним во времена "процветания" Екатерины II, она же Великая. Да, тогда их могли продавать отдельно от семьи, а объявления о продаже в газетах не отличались от тех, что за океаном информировали о продаже рабов. Но и тогда, если помещик был адекватным, (на самом деле, паталогические садисты вроде Салтычихи, или извращенцы, заставляющие выкармливать борзых щенков женской грудью, не были каким-то повсеместно то и дело встречающимся явлением), то жить можно было. А если барин был по жизни гуманист, и, как Евгений Онегин, например, перевёл на оброк, так и вовсе жизнь не слишком отличалась от той, что у государственных крестьян.

Приведём воспоминание о типичном рабочем дне одного из чернокожих рабов в the U.S.A.:

"Сезон сбора хлопка наступает в конце августа. В это время каждому  рабу даётся мешок, к мешку привязывается ремень, который надевается на  шею; отверстие мешка находится на высоте груди раба, в то время как  нижняя часть достигает земли. Каждому рабу даётся корзина ... куда  складывается хлопок из мешка. Когда нового раба посылают первый раз на  плантацию, его подгоняют и заставляют собирать хлопок в этот день так  быстро, как он может. Вечером его сбор взвешивают, и в дальнейшем он  должен приносить тот же вес каждый вечер. Если когда-нибудь вес окажется  меньше, то это считается доказательством лени раба, и его наказывают  хлыстом. Обычная двойная норма составляет 200 фунтов…

Рабочие должны быть на плантации с рассвета, и за исключением 10 или  15 минут, когда они могут проглотить свой паёк… им не разрешается быть  без дела ни одной минуты до того времени, когда становится слишком  темно, чтобы видеть; а в полнолуние они часто работают до полуночи.  Когда дневная работа на плантации окончена, корзины относятся для  взвешивания. Каким бы раб ни был уставшим и изнурённым, как бы он ни  нуждался в сне и отдыхе, он всегда подходит со своей корзиной хлопка в  большом страхе, ибо знает, что, если в ней не будет полного веса, если  он не выполнил задания, его строго накажут. Обычно рабы не успевают  собрать достаточное количество хлопка, а поэтому они сами не хотят  покинуть плантацию. После взвешивания следуют побои провинившихся, затем  корзины относятся в хлопковый склад, их содержимое складывается, как  сено, и эти же рабочие должны утоптать его.

Кроме этого, каждый раб выполняет также работу в доме плантатора. Один раб кормит мулов, другой - свиней, третий колет дрова... огда в поздний час изнурённые работой рабы приходят, наконец, в своё помещение, им ещё нужно развести огонь, смолоть кукурузу в ручной мельнице и приготовить себе ужин и обед. Хижина построена из брёвен, без пола, без окон. За час до рассвета трубит рог. Рабы встают, готовят завтрак и наполняют тыквенную бутылку водой, берут свой обед из холодного бекона и лепёшки  из кукурузы и спешат опять на плантации".

Т.е., у крепостного жизнь получается чуть посвободнее. Каких-то надсмотрщиков с кнутами обычно не было. На сборе ягод в странах с рабовладельческим строем в порядке вещей было надевать на рот девушкам-сборщицам специальные устройства, блокирующие возможность отправить какие-то из ягод в рот. В России это тоже встречалось, но обычно таким случаям начинала возмущаться общественность. 

Крепостным крестьянам даже полагались дни отдыха, хотя очень-очень часто приходилось работать в таковые. Зато крепостной крестьянин, как много позже советский колхозник/рабочий/зэк ГУЛАГа/менеджер в российском офисе XXI века мог использовать различные формы имитации бурной деятельности. А на деле, на барском поле старался работать максимально халтурно, в отличие от своих участков. Истории про русскую лень пошли, отчасти, именно отсюда:

Работа - не волк, в лес не убежит/ Дела не делай, от дела не бегай/Дай Бог всё уметь, да не всё делать/Господской работы не переделаешь/Ретивая лошадка недолго живёт/Дадут ломоть, да заставят неделю молоть/От работы дохнут кони. 

С чего крепостному вкалывать, без материальных стимулов, на какого-то дядю? Тем более, после екатерининских реформ, этот дядя больше не являлся обязательным защитником, раде чего, собственно, его раньше и надо было обеспечивать. 

Особо горячие помещики периодически умудрялись делать потомков от крепостных красавиц. Но таковые не были представителями чуждой расы. Даже наоборот, байстрюк от барина мог часто  (но отнюдь не всегда) рассчитывать на лучшее положение, чем сын мужика; его старались-таки пристроить куда-то, дать худо-бедно образование. Детке от белого плантатора в США это не светило. Такового отпрыска вообще не могло как бы гипотетически быть! Позор, и всё такое. Во французских или португальских колониях очень даже практиковалось, но там, где германские народы - НЕТ. 

В общем, чуть получше жилось крепостным. Хоть и не особо чтобы так)

3 марта 2018  · 13,2 K
Прочитать ещё 12 ответов

Скажите что хорошего сделала советская власть для прибалтов . Не для тех кто говорит на русском а для тех кто говорил на эстонском латышском и литовском?

Строго говоря дала возмодность создать независимые государства. В 1918 и второй раз в 1991. Не будь советской власти не было бы и прибалтийских государств. Не слкчись двух революций и никакой независимости.

Прочитать ещё 3 ответа