Если согласиться с этим утверждением, то что же тогда существует? Можно с уверенностью сказать, что "ко́гито - э́рго сум!" Т.е. Я мыслю, следовательно-существую! Но возникает другой вопрос, а моя мысль самостоятельна, или она является лишь свойством моего мозга, сердца или тела, как связанной системы?
Очевидно, что моя мысль не самостоятельна, поскольку она сильно зависит от состояния моего тела. Когда я сплю, то периодически мое сознание то работает, видя и переживая сновидения, то полностью пропадает, но затем вновь появляется. Аналогично - и со случаями обмороков, болезни или влияния алкоголя и других ядов, травм головы и т.д. Приходится признать, что мысль вторична, как свойство тела, его функция. Так же, глядя на других людей, похожих на меня в зеркале, можно предположить, что и они, как и я мыслят, поскольку внешние проявления моего мышления я наблюдаю не только на себе, но и в тех же условиях и на других. (Люди ведут себя, как и я) Я делаю вывод, что они, как и я, наблюдают внешний для них мир и тоже, как и я, убеждаются в независимости его существования от моего и их сознания. Я узнаю́ из истории, что люди адекватно присросабливались к среде и в прошлом, как сейчас. Опыт показывает, что если выбирать из двух точек зрения1) мир- это только мое воображение, не сущесьвующее объективно и 2) мир существует независимо от моего и других сознаний, возникающих благодаря существованию независимого мира, то *практика* показывает, что наша жизнь бывает успешнее, если мы ведем себя, признавая мир самостоятельным, существующим даже тогда, когда мы его не видим, теряя сознание, либо до нашего рождения и предположительно после нашей смерти. (Знгельс сказал, что объективность мира доказывпется не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным *опытом* нашего существования!)
Те, кто считают, что мир существует только в сознании, проверяя эту мысль, прыгают с высоты и разбиваются насмерть! Правила сохранения жизни и самосохранения формулируются на крови!
Существование мира объективно, но, в силу различий опыта, условий, познание свойств мира происходит субъективно. Объективный (первичный) мир дается нам через его свойства, через вторичное. В чем различие? Объективный Мир (материя во всех ее формах, как вещество, излучение, поле, вакуум), как первичное, существует самостоятельно! А его свойства, познаваемые нами, субъективны и несамостоятельны! Например, улыбающийся кот существует самостоятельно, но его улыбка, как его свойство, самостоятельно существовать не может! Если кто-то скажет, что улыбку можно нарисовать и без кота, и на лице человека, то все равно, улыбка, как понятие, свойство, как субъективное, будет нуждаться в каком-то объективном носителе, будь то чье-то лицо, слово из букв краской на бумаге, на флешке в виде зарядов на ячейках и т.д.
Вывод:
Познавая мир через множество субъективных впечатлений, мы учимся выделять в субъективном, изменчивом, элементы устойчивости, объективности. Именно, объективные знания дают адекватное, успешное участие нашей жизни в этом мире, а субъективное, изменчивое, приводит к ошибкам, иллюзиям, фантазиям и даже к гибели. Но без субъективного познания объективного мира нет другого пути!
.