Мы пока не знаем что такое время и мы не знаем что такое пространство, а значит мы не можем проводить прямые измерения как времени, так и пространства. Кроме того, на сегодня достоверно известно, что время и пространство не существуют сами по себе, а составляют единое топологическое многообразие — пространство-время.
Одним из следствий этого в пространстве Минковского является наблюдаемая зависимость хода времени от скорости (Специальная Теория Относительности). Более того, оказалось, что геометрия пространства-времени — это динамическая система с кривизной, зависящей от массы-энергии, заключённой в ней (Общая Теория Относительности). Это приводит к гравитационному замедлению времени рядом с массивными объектами. Предсказания ОТО проверены с точностью 11 знаков после запятой по наблюдениям утечки энергии бинарных пульсаров в форме гравитационных волн.
Квантовая механика в свою очередь наложила удивительные рамки на время, связав неопределённость времени с неопределённостью энергии (Принцип неопределённости Гейзенберга). Оказалось, что фраза — "в момент времени t" — некорректна. Всегда существует неопределённость времени (Δt) и неопределённость энергии (ΔЕ), связанные соотношением Δt⋅ΔЕ ≥ ħ/2, где ħ — постоянная Планка, и в момент времени t (Δt ⟶ 0), неопределённость энергии стремится к бесконечности (ΔЕ ⟶ ∞). Такое же соотношение (Δx⋅Δp ≥ ħ/2) связывает непределённость пространственной координаты (Δx) с неопределённостью импульса (Δp). Квантовая электродинамика в свою очередь удивила всех идеей, что позитрон — это электрон, летящий обратно во времени (CPT-инвариантность). Эта идея (Р. Фейнмана) позволяет вычислять сечения взаимодействий элементарных частиц, с математической точностью совпадающих с экспериментами. А Нобелевская премия, вручённая неделю назад трём учёным за экспериментальные ислледования квантово-зацеплённых частиц, указывает на достоверность "магической" (необъяснимой) связи между парами квантово-зацеплённых частиц вне рамок времени (мгновенно) и пространства (расстояний).
Так что же это такое — время? Можно ли его однозначно определить словами в рамках здравого смысла? Над этим вопросом думали и древние греки, но молодым физикам надо еще и писать диссертации. Вот они и придумали, что если не заморачиваться вопросом — что такое время вообще и использовать всему человечеству интервал времени — секунда, из показания атомных часов (Цезий-133, относительная точность в районе 10⁻¹⁴ ÷ 10⁻¹⁷), то можно спокойно работать над диссертациями. А о времени как о сущности, пусть думают академики и философы.
Такой подход к определению времени — то, что мы измеряем нашими часами, дал гигантский скачок в развитии науки, но сущность самого понятия "время" не проявил. Однако, у теоретиков по Теории Струн уже давно зреет мысль, что пространство-время не обладает той фундаментальностью, которую мы в нее вкладываем. Они даже говорят об "обречённости" пространство-времени, допуская изменения непрерывным образом его топологии.