Социальный порядок в любом человеческом сообществе определяется тремя поведенческими регламентами…
а). Право. Установленные государством общеобязательные нормы поведения, необходимость исполнения которых основана на страхе перед «государственным» наказанием.
б). Мораль. Сформировавшиеся в обществе общепринятые нормы поведения (приличия, условности, традиции, обычаи, этикет) необходимость исполнения которых основана на страхе перед общественным осуждением.
в). Нравственность. Нормы поведения, определяемые личным нравственным чувством, необходимость исполнения которых основана только на нравственной ответственности перед самим собой.
Общественное мнение и нравственное чувство (совесть), это две принципиально разные поведенческие мотивации, разделяющие область морали и область нравственности. Если моральный поступок мотивируется страхом перед нелестным мнением о себе (потребностью в благоприятном мнении), то поступок нравственный обусловлен только требованием нравственного чувства (совести). К сугубо нравственным можно отнести лишь те проявления доброй воли, для которых не предполагается возможность их оценки окружающими. Невозможность посторонней нравственной оценки может быть обусловлена анонимностью действия, его приватностью, неспособностью окружающих ни заметить, ни оценить тонких проявлений благородства, или даже неведением о возможности посторонней нравственной оценки.
Моральные нормы поведения просты, поверхностны и подконтрольны окружению, соблюдая их, можно легко заслужить репутацию человека порядочного. Нравственный же самоконтроль гораздо глубже и тоньше, он обременителен и необязателен, а потому, нравственное чувство легко «переориентируется» на мнение окружающих. Но можно ли верить в порядочность человека, который заботится только о своей репутации? Человек ориентированный только на мнение окружающих способен принять сколь угодно дурные нравы, если они приняты в сообществе, и совершить бесчестный поступок, или даже преступление, если есть вероятность того, что этот поступок не будет предан огласке или осуждён. Так, например, в криминальных сообществах тоже имеются свои моральные нормы, и убеждённого преступника в его сообществе тоже считают человеком порядочным, если он живёт по моральным нормам криминального мира.
Добродетельность морали, обусловленная страхом перед нелестным мнением или даже наказанием по сути своей лицемерна и просто не заслуживает того, чтобы понятие добра к ней применялось, а потому понятия добра и зла далее будут рассматриваться только как категории нравственного.