Буддийское учение о бытии отличается от многих других традиций. Там чётко разделяются бытие и сущность или субстанция. В других философских системах часто считается, что есть только то, что имеет сущность. В буддизме любая сущность отрицается.
Там бытие имеет два отличающихся способа. Есть элементы (дхармы) взаимообусловленные и есть необусловленный, свободный. Взаимообусловленные элементы составляют сферу или мир сансары. Необусловленный элемент — это сфера или мир нирваны. Ни обусловленные элементы, ни свободный элемент не имеют самостоятельной сущности. Ни про что нельзя сказать, что оно есть само по себе. В сансаре явления существуют, потому что составляющие их элементы постоянно возникают, исчезают, собираются в разные временные конструкции и распадаются. То есть, в сансаре явления существуют не как постоянные сущности, а как потоки мгновенных элементов, влияющих друг на друга. В нирване ничего не возникает и не исчезает, никаких конструкций, никаких потоков нет. Элемент нирваны безразмерный, не делится на части, не вступает во взаимозависимые отношения с какими-либо другими внешними или внутренними элементами. Сфера сансары описывается как сфера беспокойств, иллюзий, зависимостей. Сфера нирваны описывается как покой, свобода, чистая реальность. Это два вида бытия, которым уделяется внимание в буддийских текстах.
Буддийское учение создано для нейтрализации беспокойств, как способ выявления, какие в уме есть беспокойства и как их убрать. Поэтому, небытие как полное отсутствие чего-либо не является предметом рассмотрения буддистов. Ведь если человек сосредоточится на небытии, его ум не исчезнет, а продолжит беспокоиться под воздействием предыдущих мыслей, слов и дел. Поэтому, буддисты стараются сосредотачиваться не на небытии, а на необусловленном элементе нирваны. Чтобы это правильно сделать, нужно последовательно отпустить все мешающие, отвлекающие вещи. Отказаться от ненависти, пристрастий и иллюзий, заменив на доброжелательность, свободу и мудрость.