Сжигали, только в путь. Но на самом деле на этот вопрос можно отвечать по разному, жонглируя удобными фактами в защиту своей позиции. Я попытаюсь описать объективный взгляд, с аргументами и из одной и из другой позиции.
Для начала ответим на вопрос, имелись ли факты сожжения ведьм именно на Руси? Безусловно да.
В древнейшем юридическом памятнике — «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь.
В памятнике XII в. «Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом.
Летопись отмечает, что в 1024 г. в суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы» и преданы смерти через сожжение.
Киевский митрополит Фотий разработал в 1411 г. систему мероприятий по борьбе с ведьмами. В своем послании к духовенству этот инквизитор предлагал отлучить от церкви всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев. В том же году по наущению духовенства в Пскове сожгли 12 колдуний, «вещих женок», их обвинили в чародействе.
В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске всенародно был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой. В XVI в. преследование волхвов и колдуний усилилось.
В 1591 г. в Астрахани обнаружили колдунов, виновных в «порче», т.е. в заболевании, крымского царевича Мурата Гирея. «Колдуны» были сожжены при большом стечении народа.
И так далее, так далее, так далее, вплоть до нашего времени. Да, вы удивитесь, но буквально пару лет назад я встречал новость о сожжении женщины в одной из деревень современной России, по подозрению в колдовстве. Это никогда не прекращалось. Все примеры выше я взял отсюда. Там в конце страницы есть большая подборка книг на тему инквизиции на Руси. Удовольствие фундаментально копаться в них я предоставлю уже желающим.
В то же время на Руси не было оголтелого поиска ведьм, чтобы их сжигать. Искать их не было нужды, так как ведьмы особо ни от кого не скрывались, хоть и порицались церковью. Более того, ведьмы, как социальный класс, были отражены в юридических документах того времени, и даже обладали какими-то правами.
ведьмы были приравнены по своему месту в социальной иерархии к проституткам – обе группы занимали самую низкую позицию на социальной лестнице. Существенно, тем не менее, что они занимали определенную позицию – их существование признавалось администрацией и они были под защитой закона. Действительно, и ведьмы, и проститутки упоминаются здесь именно как субъекты права. Так, мы читаем в Судебнике 1589 г.: «А блядям и ведуньям [в другом списке: ведьмам] бесщестья две денги по их промыслом».
Одновременно здесь же подчеркнуто, что ворам и разбойникам не полагается компенсация за бесчестье, поскольку они не находятся под защитой закона, т. е., в отличие от ведьм и проституток, не являются субъектами права. Мы читаем (в статье, которая непосредственно следует за статьей о ведьмах и проститутках): «А татем, и разбойникам, и зажигалщикам, и ведомым лихим людям безчестия нет, потому что оне лихие люди». Ведьмы и проститутки, тем самым, явным образом противопоставляются в Судебнике ворам и разбойникам.
Иными словами, человек, ударивший ведьму, должен был заплатить пеню (пусть очень незначительную); человек, ударивший вора или разбойника, этого делать был не должен – любые побои и оскорбления, нанесенные этим людям, при поимке или во время содержания в тюрьме, считались допустимыми. Как видим, ведьмы обладали честью – или, если угодно, были носителями того, что именовалось «честью» в Древней Руси и что, соответственно, предполагало соблюдение определенных норм приличия, принятых в обществе. Поэтому в случае обиды ведьмы могли претендовать на сатисфакцию – компенсацию за бесчестье. Можно сказать, что ведьмы были вписаны в социальную структуру Древней Руси.
Из всего перечисленного я могу сделать несколько выводов, которые под собой имеют вполне твёрдую опору.
Найти как факты сожжения ведьм, так и их положение в средневековых судебниках мне помогли в сообществе Покон Рода.
В Испании и Англии (когда ещё не было Британии) охоты на ведьм почти не было, в отличии от Германии и Польши.
На Руси действительно ведьм никогда не сжигали, более того в судебнике царя Федора Иоанновича от 1589 года они находились под правовой защитой от возможных оскорблений с компенсацией в две деньги.
Есть факты того, что на Руси ведьм сжигали, увы.
На самом деле я не знаю но думаю что да Потому что ведьма это всякая нечисть А как правило христиане на Руси верили в Бога и ходили на молитвы и на богослужение