Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Сжигали ли ведьм на Руси?

РелигияРусьВедьмы
Дмитрий Гозис
  · 17,3 K
Лучший
Кинолог и язычник  · 25 окт 2020

Сжигали, только в путь. Но на самом деле на этот вопрос можно отвечать по разному, жонглируя удобными фактами в защиту своей позиции. Я попытаюсь описать объективный взгляд, с аргументами и из одной и из другой позиции.

Для начала ответим на вопрос, имелись ли факты сожжения ведьм именно на Руси? Безусловно да.

В древнейшем юридическом памятнике — «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь.

В памятнике XII в. «Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом.

Летопись отмечает, что в 1024 г. в суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы» и преданы смерти через сожжение.

Киевский митрополит Фотий разработал в 1411 г. систему мероприятий по борьбе с ведьмами. В своем послании к духовенству этот инквизитор предлагал отлучить от церкви всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев. В том же году по наущению духовенства в Пскове сожгли 12 колдуний, «вещих женок», их обвинили в чародействе.

В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске всенародно был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой. В XVI в. преследование волхвов и колдуний усилилось.

В 1591 г. в Астрахани обнаружили колдунов, виновных в «порче», т.е. в заболевании, крымского царевича Мурата Гирея. «Колдуны» были сожжены при большом стечении народа.

И так далее, так далее, так далее, вплоть до нашего времени. Да, вы удивитесь, но буквально пару лет назад я встречал новость о сожжении женщины в одной из деревень современной России, по подозрению в колдовстве. Это никогда не прекращалось. Все примеры выше я взял отсюда. Там в конце страницы есть большая подборка книг на тему инквизиции на Руси. Удовольствие фундаментально копаться в них я предоставлю уже желающим.

В то же время на Руси не было оголтелого поиска ведьм, чтобы их сжигать. Искать их не было нужды, так как ведьмы особо ни от кого не скрывались, хоть и порицались церковью. Более того, ведьмы, как социальный класс, были отражены в юридических документах того времени, и даже обладали какими-то правами.

ведьмы были приравнены по своему месту в социальной иерархии к проституткам – обе группы занимали самую низкую позицию на социальной лестнице. Существенно, тем не менее, что они занимали определенную позицию – их существование признавалось администрацией и они были под защитой закона. Действительно, и ведьмы, и проститутки упоминаются здесь именно как субъекты права. Так, мы читаем в Судебнике 1589 г.: «А блядям и ведуньям [в другом списке: ведьмам] бесщестья две денги по их промыслом».

Одновременно здесь же подчеркнуто, что ворам и разбойникам не полагается компенсация за бесчестье, поскольку они не находятся под защитой закона, т. е., в отличие от ведьм и проституток, не являются субъектами права. Мы читаем (в статье, которая непосредственно следует за статьей о ведьмах и проститутках): «А татем, и разбойникам, и зажигалщикам, и ведомым лихим людям безчестия нет, потому что оне лихие люди». Ведьмы и проститутки, тем самым, явным образом противопоставляются в Судебнике ворам и разбойникам.

Иными словами, человек, ударивший ведьму, должен был заплатить пеню (пусть очень незначительную); человек, ударивший вора или разбойника, этого делать был не должен – любые побои и оскорбления, нанесенные этим людям, при поимке или во время содержания в тюрьме, считались допустимыми. Как видим, ведьмы обладали честью – или, если угодно, были носителями того, что именовалось «честью» в Древней Руси и что, соответственно, предполагало соблюдение определенных норм приличия, принятых в обществе. Поэтому в случае обиды ведьмы могли претендовать на сатисфакцию – компенсацию за бесчестье. Можно сказать, что ведьмы были вписаны в социальную структуру Древней Руси.

Источник

Из всего перечисленного я могу сделать несколько выводов, которые под собой имеют вполне твёрдую опору.

  1. Ведьм на Руси сжигали. Это факт. Да, это не имело тех масштабов, что были, например, в Испании или Британии, но факт остаётся фактом. Ведьм сжигали и это были не единичные случаи, настолько, что они даже попали в летописи и записки тогдашних историков и судебников. А сколько было сожжено без задокументированных свидетельств?
  2. Церковь в принципе всегда не очень хорошо относилась к ведьмам, колдунам, волхвам и подобной публике. И сейчас не очень-то хорошо относится, это же церковь. Тут вряд ли кто-то будет спорить.
  3. Централизованно, на государственном уровне "охоту на ведьм" не особо устраивали. Были отдельные рейды (в этом недурно отличился Иван Грозный), но масштаба это не приобретало.
  4. Основная инициатива по сжиганию ведьм исходила в основном снизу, от самих людей. Которые были уверены, что это именно ведьмы виноваты в их несчастьях.
  5. В основном ведьм сжигали не за сам факт того, что они ведьмы, а за то, что они своими ведмовскими приёмами совершали какое-то преступление или злодеяние. Так как в то время вера в эти приёмы не подвергалась сомнению всеми слоями общества, для них было обыденным делом думать, что воровство или убиение можно совершить с помощью ведьмы, а следовательно она соучастник или исполнитель преступления.
  6. В наше время мало что изменилось. Загляните в любую газету и вы увидите там спектр предложений и услуг от различных "потомственных". Раз есть предложение, значит есть и спрос. Раз люди верят, что с помощью ведьмы можно поправить своё "кармическое положение" или что-то в таком духе, значит верят, что можно поступить и наоборот. И повторю - я буквально раз в пару-тройку лет читаю новости о самосуде над ведьмами где-то в Российской глубинке.

Найти как факты сожжения ведьм, так и их положение в средневековых судебниках мне помогли в сообществе Покон Рода.

Тут я пишу всякое про собак и людейПерейти на t.me/znaetpes

В Испании и Англии (когда ещё не было Британии) охоты на ведьм почти не было, в отличии от Германии и Польши.

Не надо обвинять Церковь в негативном отношении к колдунам, ведьмам и прочей нечисти: почитайте Библию, там об этом четко сказано. И в Библии, и в Церкви резко негативное отношение к тем, кто общается с темными силами, противными Богу.
Сектовед. Имею частную практику сектоведческих консультаций. Учился в МинДС и на психфаке...  · 17 янв 2021
Будучи выходцами из языческих традиций, жители Руси ничем особенно не отличались от жителей иных уголков планеты от Африки до Индии и практиковали самосуды с убийством тех, кого считали виновными в нанесении вреда колдовскими методами, в том числе через сожжение. Смягчались самосуды в периоды, когда государство или Церковь брали на себя функции судить таковых... Читать далее
Заурядный студент-историк  · 25 окт 2020
Давайте рассмотрим, ситуацию со сжиганием ведьмы в Европе. В 13 веке для расследования альбигойской ереси на юге Франции был создан особый орган, подконтрольный Папе Римскому - Инквизиция (от лат. расследую). Основная функция инквизитора - нахождение и исправление еретиков. Причём в 1-ый раз человек отделывался простой епитимьей, а во 2-ой инквизитор сдавал еретика как... Читать далее
75 лет, ХГУ , астроном, учитель,пенсионер.  · 26 окт 2020
Нет! На Руси и в России никогда не было Инквизиции и никогда не возводили (аутодафе) ведьм на костер. Это делали только в Европе католики под руководством епископата и папы римского. Почти в каждом городе каждый день, а то и дважды в день сжигали или топили еретика - ведьму. А так как священники католики обязаны сохранять целобат(обет безбрачия) то мужик есть мужик ему... Читать далее
Майнкрафт, Компьютерные игры  · 25 окт 2020

На Руси действительно ведьм никогда не сжигали, более того в судебнике царя Федора Иоанновича от 1589 года они находились под правовой защитой от возможных оскорблений с компенсацией в две деньги.

1 эксперт не согласен

Есть факты того, что на Руси ведьм сжигали, увы.

На самом деле я не знаю но думаю что да Потому что ведьма это всякая нечисть А как правило христиане на Руси верили в Бога и ходили на молитвы и на богослужение