Рассказ написан очень хорошо – здесь прекрасный и замечательный русский язык, который контрастирует с ужасом происходящего.
Потому что то, что там случается, – это жуткий акт каннибализма, который литература никогда не описывала. От происходящего любой нормальный человек шарахается, а это жуткое подается нам вот таким образом. В этом рассказе контрастирует запредельный ужас с прекрасным и почти тургеневским русским языком, тургеневской прозой. Это, казалось бы, сочетание несочетаемого, и, что интересно, язык здесь побеждает, потому что читателя рассказ не шокирует. Смысл не просто отходит на второй план, он побежден.
Без моральной оценки здесь тоже не обойтись, поэтому надо понимать, что для Сорокина слова стоят мало, для него то, что происходит, – именно литературная игра. Он не вкладывает свою душу в этот ужас и этот кошмар, он не погружается в бездну человеческой психики, подсознательного, бессознательного. Ужас снимается красотой стиля, красотой языка и несерьезным отношением автора к происходящему. Читатель видит, что перед ним все происходит именно не всерьез, так же как и в «Голубом сале». Тот ужас и омерзение, которые должны возникнуть у нормального читателя, вызываются далеко не у всех именно благодаря авторским приемам и отношению к происходящему. Художественная ценность – сам язык, которым он замечательно владеет. И надо понимать, что, если все это было бы всерьез, то это уже уголовное дело. Но это игра в каннибализм – понарошку.
Не бойтесь, Сорокин – не страшный автор.
Читала лет 10 назад, но до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю.
Я не знала о чем рассказ, сейчас обязательно возьму за правила читать описание. Так как вчера у меня было ощущение, что меня поимели морально. Не знала куда бежать, что б вычеркнуть это из памяти. Не знаю сколько меня это будет еще мучать. Художник блин..