Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем художественная ценность рассказа Владимира Сорокина "Настя"?

Искусство и культураЛитература
максим р.
  · 41,9 K
Писатель, литературный критик, лауреат "Большая книга" 2013, автор книги "Гумилев - сын...  · 24 авг 2016

Рассказ написан очень хорошо – здесь прекрасный и замечательный русский язык, который контрастирует с ужасом происходящего. 

Потому что то, что там случается, – это жуткий акт каннибализма, который литература никогда не описывала. От происходящего любой нормальный человек шарахается, а это жуткое подается нам вот таким образом. В этом рассказе контрастирует запредельный ужас с прекрасным и почти тургеневским русским языком, тургеневской прозой. Это, казалось бы, сочетание несочетаемого, и, что интересно, язык здесь побеждает, потому что читателя рассказ не шокирует. Смысл не просто отходит на второй план, он побежден. 

Без моральной оценки здесь тоже не обойтись, поэтому надо понимать, что для Сорокина слова стоят мало, для него то, что происходит, – именно литературная игра. Он не вкладывает свою душу в этот ужас и этот кошмар, он не погружается в бездну человеческой психики, подсознательного, бессознательного. Ужас снимается красотой стиля, красотой языка и несерьезным отношением автора к происходящему. Читатель видит, что перед ним все происходит именно не всерьез, так же как и в «Голубом сале». Тот ужас и омерзение, которые должны возникнуть у нормального читателя, вызываются далеко не у всех именно благодаря авторским приемам и отношению к происходящему. Художественная ценность – сам язык, которым он замечательно владеет. И надо понимать, что, если все это было бы всерьез, то это уже уголовное дело. Но это игра в каннибализм – понарошку. 

Не бойтесь, Сорокин – не страшный автор.

Читала лет 10 назад, но до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю.

Отвали со своим описанием, яндекскью.  · 1 нояб 2020
Ну, не в тех вещах, которые обычно принято хвалить и ценить в литературе. В основе происходящего в рассказе лежит простая метафора -- положение девушек, которых не спрашивая выдавали замуж, вроде бы как, можно было сравнить с положением скота, идущего на убой. Далее по тексту автор, кстати, производит еще более грубую метафору -- буквальное понимание фразы "прошу вашей... Читать далее
кандидат филологических наук, доцент Школы филологии Высшей школы экономики  · 24 авг 2016
Начнем с того, что Владимир Сорокин – это писатель не для массового читателя. Это писатель-экспериментатор, современный авангардист.  Его творчество – это не забава, не развлечение, не отдых, это определенное художественное исследование. Узкая группа читателей Сорокина способна воспринимать такого рода литературу. Одна из главных сфер его интересов и направлений –... Читать далее
Очень здорово, что некоторые, действительно сложные для понимания произведения, становятся куда понятнее благодаря... Читать дальше
Куратор темы "Технологии", преподаватель в МГТУ им. Н. Э. Баумана, сетевой сталкер...  · 26 авг 2016
В аллегории, если хотите - в осмыслении. Собственно, ощущение аллегоричности происходящего передается именно запредельным, леденящим ужасом и "разрывом шаблона". Это доведение до абсурда того принципа языкового вытеснения, которым мы скрываем от самих себя неприятные вещи, которые приходится делать, вроде, например, убоя животных. На том же принципе базируются многие... Читать далее
Первый

Я не знала о чем рассказ, сейчас обязательно возьму за правила читать описание. Так как вчера у меня было ощущение, что меня поимели морально. Не знала куда бежать, что б вычеркнуть это из памяти. Не знаю сколько меня это будет еще мучать. Художник блин..

почему-то мне кажется, что в  ВШЭ неадекваты. теперь я в этом убедился. мало того, что не понимают творчество... Читать дальше