Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем основная мысль текста М. Фуко "Это не трубка"?

ФилософияНаука
Николай Миронов
  · 5,3 K
Хватит уже обесценивать образное мышление, его надо развивать!  · 25 окт 2021
Этот текст - образное, символическое выражение на тему познавательной способности человека. Картины используются для иллюстрации абстрактных философских рассуждений. Произведения искусства - очень подходящий материал для философствования, поскольку искусство, как и абстрактная философия пользуются образным языком, символизмом. А поэтому трубка - это не трубка, это образ, символ гораздо большего, чем просто трубка.
Фуко берет за основу две картины Магритта разных годов с одним и тем же изображением, но в разном окружении. Точнее на первой картине у трубки вообще нет никакого окружения, а на второй изображение трубки заключено в раму, стоит на мольберте, а мольберт в свою очередь стоит на половике, который лежит на полу. Более, чем достаточно для "контекста", в который попал предмет, чтобы предмет можно было определить, детализировать и делать далеко идущие выводы, которые, к сожалению, основаны на наших привычных представлениях, верованиях, неосознанных убеждениях, которые мы безоговорочно принимаем за истину, хотя это совсем не так. Если приглядеться: у мольберта - всего три ноги. Он совсем не так устойчив и надежен, как кажется, а значит "контекст" в который заключена трубка, а именно трехногий мольберт, может рухнуть, а вместе с ним и вся наша уверенность о том, что мы правильно понимали, что видим.Что же касается трубки на пустом фоне, можно ли постигнуть явление вне контекста? Фуко говорит оно становится иллюзией, мечтой, оно ускользает. Действительно, как его постигнуть, если не с чем связать? Читай: любой "контекст" - не надежен, чтобы иметь твердые убеждения о чем бы то ни было.
Фуко все свои рассуждения, похожие на скрупулезный и "лишний" анализ указанных картин художников-сюрреалистов, строит вокруг того, что познавательная способность человека - ограничена. Уж кто как ни сюрреалисты вовсе не имеют в виду в своих картинах то, что там непосредственно изображено. За всеми этими линиями, геометрическими фигурами и даже вполне узнаваемыми предметами кроется океан смысла.
Помимо того, что я сказала, почему трубка на самом деле - не трубка, Фуко приводит и иные объяснения. Например, Магритт, по его мнению, делает акцент на разделении текста, который относится к трубке, но явно сам по себе не является трубкой, и изображением трубки (которое тоже само по себе не является трубкой). Всегда ли мы способны видеть это двойное дно и избегать категорических высказываний? Не о картинах, а о чем бы то ни было вообще?
Нет, я не говорю, что этот труд совсем не имеет никакого отношения к искусствоведению. Имеет. Насколько вот такое "зашифрованное" искусство имеет отношение к философии, а философия - к искусству. Фуко указывает на общие принципы западной живописи, характеризует манеры художников Магритта, Клее и Кандинского.
Если коротко, то Фуко анализирует, как изменились отношения слова и образа в современной живописи. Он обращает внимание на то, что изменились не только эстетические нормы и принципы, но важную роль стало играть осознанное критическое действие художника, использующего в том числе средства, относящиеся к практикам вне искусства. В 3 главе ("Клее, Кандинский, Магритт")... Читать далее

Мария, спасибо! Именно вашего ответа я и ждал!