Акционизм тесно связан с концептуализмом, основные приемы которого — символизация и переосмысление. Поэтому в основе акции обычно находится простой и яркий символ, имеющий культурные корни. Кроме того, акционизм, как правило, политически или социально заряжен: через акцию художник доносит определенное послание обществу. Пример с кроватью, который вы привели, — это акция художницы Катрин Ненашевой. Ненашева известна как психоактивистка — то есть она выступает в защиту прав людей, признаваемых психически нездоровыми. Она носила на спине кровать в течение 21 дня — именно на столько воспитанников детских интернатов отправляли в психбольницу в качестве наказания. Подробно об этом можно прочитать здесь.
Железная кровать — это тяжелая ноша; представьте себе, что вы носите ее на себе три недели. Тяжесть этой ноши — символ тяжести участи детей, которых принудительно подвергают лечению. Это основный смысл, который легко считать без проникновения в культурный контекст (а если в него проникать, то можно вспомнить «Встань, возьми постель свою и иди» из Евангелия от Иоанна: с одной стороны, это не так-то просто, с другой, этими словами Иисус говорит расслабленному, что он на самом деле здоров).
Художник-акционист утрирует реальные события, чтобы вы, попытавшись поставить себя на его место, поняли абсурдность и жестокость — не его действий, а тех действий, против которых он выступает. Кроме того, он овеществляет, буквализует метафоры: Ненашева буквально показывает нам, что такое бремя, ноша, стигма (в акции с кроватью участвовали в том числе и детдомовские инвалиды с пролежнями). Точно так же, когда Петр Павленский прибивает яйца к брусчатке Красной площади, это не просто членовредительство, а буквализация выражения «держать за яйца» (за яйца держит Красная площадь, символизирующая власть) и отсылка к радикальной форме протеста заключенных, ну а в печально известной акции «Войны» со спижженной курицей буквализуется слово «пиздить». В концептуализме многое завязано на игре слов: такие же приемы можно найти в концептуалистской литературе, например у Сорокина.
Разумеется, в этом много от юродства: акционисты это сознают, смелость и неконвенциональность их поступков их как бы отгораживает от «обычных людей», и зачастую это оказывается выигрышной стратегией (вспомним, как Павленский избежал наказания за поджог двери ФСБ — правда, во Франции ему этот фокус уже не удался).
То есть цели донести какую-то проблему до широких масс у них нет?